Этот вопрос задают себе фермеры — производители молока со всех континентов
В Эдинбурге (Шотландия) в конце июня прошел первый Всемирный саммит производителей молока.
В его работе по приглашению шведской компании «ДеЛаваль» участвовал наш корреспондент "От проблемы глобального потепления убежать невозможно, — горячо говорит Джон Гилилэнд. — Не удастся сделать вид, будто ее не существует, и мы, фермеры-молочники, знаем это не понаслышке, поскольку уже сталкиваемся с этим явлением каждый день!"
Профессору Гилилэнду верить можно.
Он известный в мире эксперт по проблемам глобального потепления на нашей планете, председатель Форума по изменению климата в Северной Ирландии. Плюс к этому он еще и практикующий фермер, надаивающий от своих двухсот коров по 8-9 тысяч килограммов первосортного молока. А приведенная выше цитата — отрывок из его выступления на первом Всемирном саммите молочных производителей.
250 человек из сорока стран собрались здесь, чтобы обсудить проблему всеобщего потепления в чисто практической плоскости, а не как некую отдаленную угрозу, чаще всего дискутируемую в фантастических фильмах и романах. Форум был организован под эгидой Международной федерации молочных производителей при генеральном спонсорстве и активном участии шведского концерна "ДеЛаваль", крупнейшей компании по производству техники и оборудования для молочной промышленности. Официальное название конференции перевести с английского довольно сложно: "Перемена климата — угроза уже реализуется?".
ОТ ПРОБЛЕМЫ УБЕЖАТЬ НЕ УДАСТСЯ
С трибуны конференции Джон Гилилэнд, многие другие делегаты привели немало примеров, которые наглядно подтверждают уже начавшееся глобальное изменение климата на нашей планете. Казалось бы, ну что за проблема — повышение средней температуры на Земле всего-то на 0,3 градуса!
Ан, нет, утверждают ученые, потепление прогрессирует, и это уже дает свои последствия.
Если, например, ближневосточные фермеры еще пять лет тому назад извлекали артезианскую воду для полива и технических нужд животноводства с глубины 350-400 метров, то сегодня бурить водяные скважины приходится до 700-750 метров. А это означает практически конец многим растениеводческим направлениям сельского хозяйства в средиземноморском регионе. В Голландии удлинился срок возможной вегетации растений. Причем — на целых тридцать дней. В нашей стране смещение на 300-350 километров к Северу ареала выращивания пшеницы и кукурузы на зерно также объясняется не только новыми семенами и гибридами.
Доктор Гидеон Брюкнер, заместитель Генерального директора Всемирной организации здоровья животных рассказал, что в Северном полушарии с потеплением стали отмечаться болезни животных, ранее здесь не встречавшиеся. Например, болезнь "голубого языка" у коров раньше была типична для Северной Африки. Сегодня эта зараза уже добралась и до Западной Европы вместе с громадными песчаными бурями, которые уж точно вызваны климатическими изменениями. Но самое страшное, по мнению известного ученого, состоит в том, что усиливается угроза возникновения все большего числа зоонетических болезней, способных передаваться от животных человеку…
Резюмируя эту часть конференции, Джон Гилилэнд подчеркнул, что "пока фактов, характеризующих глобальные изменения, явно недостаточно, чтобы составить подлинное знание, на основе которого можно было бы вырабатывать научно обоснованные рецепты решения проблем. Поэтому государственные мужи во всех странах мира должны бы обеспокоиться и выделять необходимые средства на изучение реальной всепланетной угрозы".
ПРИ ЧЕМ ЗДЕСЬ МОЛОЧНОЕ ЖИВОТНОВОДСТВО
Согласно основной гипотезе, принятой в сегодняшнем научном мире, всеобщему потеплению в большой степени содействует деятельность человека и, в частности, увеличение выбросов в атмосферу двуокиси углерода и азотных соединений. При этом половина зловредных испарений порождена двигателями внутреннего сгорания. Но и остальные виды человеческой деятельности, в частности, сельское хозяйство свою лепту в засорение атмосферы нашей планеты вносят. Так, по подсчетам Всемирной продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), до 18% выбросов парниковых газов приходится на животноводство, главным образом, молочное. И хотя этот сектор не самый большой загрязнитель, меры по сокращению выбросов двуокиси углерода (the carbon footprint) напрашиваются, поскольку считается доказанным, что методы ведения животноводства и управления молочной фермой способны в большой степени этот самый "углеродистый отпечаток" сократить. Производство одного литра молока создает эквивалент выброса в атмосферу, как минимум, такого же количества двуокиси углерода. Таким образом, проблемы для окружающей среды создают испарения с животноводческих ферм метана и окиси азота.
Причем доказано, что небольшие фермы с отсталыми технологиями загрязняют атмосферу больше, нежели крупные. Хотя мировая себестоимость молока на небольших фермах ниже, чем на мегапроектах.
Таким образом, мировое молочное производство стоит перед большой дилеммой.
С одной стороны, фермеры должны кормить быстро растущее население планеты, — до 2050 года производство молочных продуктов необходимо удвоить, чтобы удовлетворить растущий спрос. С другой стороны, — уже сегодня даже существующий уровень молочного производства наносит окружающей среде ощутимый урон. Так что меры по сокращению парниковых выбросов напрашиваются сами собой.
Участники первого мирового молочного саммита не нашли решения этой дилемме. Но они убеждены, что именно в ходе таких диалогов ответы найти можно. Надо только не замалчивать проблем глобального изменения климата, а наоборот, активно привлекать к их решению и политиков, и деловых людей, и всю мировую общественность.
БОРОТЬСЯ ИЛИ ПРИСПОСОБИТЬСЯ
В разных странах фермеры по-разному сталкиваются с проблемой глобального потепления. В ходе конференции участникам было представлено пять видеофильмов о жизни и работе молочных ферм на разных континентах.
Например, в Египте люди больше обеспокоены тем, чтобы производить еды в достаточном количестве и иметь достаточно воды. На этом фоне глобальное потепление перечисляется в самом конце списка животрепещущих проблем. В Бразилии цена и качество молочных продуктов заботят людей больше всего. Поэтому взаимосвязь сельского хозяйства и глобального потепления даже пока не обсуждается.
А вот владелец крупной американской молочной фермы Джон Нобль очень хорошо отдает себе отчет в том, что его 1650 дойных коров загрязняют атмосферу. Поэтому он пытается найти баланс между экономическим успехом и защитой окружающей среды. И в этом он находит поддержку американских обществ потребления, которые не возражают против того, чтобы "экологическое" молоко продавалось по более высокой цене, поскольку за снижающие выбросы технологии приходится платить…
В Нидерландах молочные фермеры также ищут выходы. Например, Кииз Гортер коровий навоз использует для производства энергии, сокращая тем самым выброс метана в атмосферу. Кстати, произведенного им из коровьего навоза электричества хватает не только на нужды самой фермы, но и для снабжения полутора тысяч соседей в округе.
То есть опыт нахождения решений есть.
Надо только, во-первых, признать существование проблемы и, во-вторых, объединиться для таких поисков. При этом в каждом конкретном случае, отмечали участники конференции со всех земных материков, решения эти будут локальными, совершенно конкретными для каждого отдельно взятого региона.
И как тут было не вспомнить предвидение великого Александра Чаянова, который еще в 20-е годы совершенно справедливо указывал, что "сельское хозяйство есть дело МЕСТНОЕ"!
"ИНВЕСТИЦИЯ В БУДУЩЕЕ"
Первый мировой молочный саммит был бы невозможен без самого активного финансового и организационного участия шведского концерна "ДеЛаваль".
Казалось бы, какое там деловым людям дело до тех изменений в мире, которые по-настоящему грянут лет через десять-пятнадцать.
Но вот Йоаким Розенгрен, президент и Генеральный исполнительный директор компании (Joakim Rosengren, President & CEO, DeLaval International AB), считает по-другому.
— Наша компания с самого момента своего появления была очень социально ориентированной фирмой, — рассказал глава концерна. — Поэтому нас заботит не только зарабатывание денег, но и активное участие в решении тех проблем, с которыми сталкиваются фермеры, наши клиенты. Проблема глобального потепления стоит сегодня очень остро перед всем миром. Сталкиваются с ее конкретными проявлениями и производители молока. Поэтому мы и решили совместно с Международной федерацией производителей молока начать более пристальное изучение целого комплекса конкретных вопросов, которые встанут перед молочниками всего мира очень скоро. С одной стороны, это необходимо, чтобы иметь решения чисто технические. Ну, а другая сторона — это привлечение внимания политиков всего мира к тем драматическим климатическим изменениям, которые происходят на нашей планете.
Ну, и, конечно, поскольку наша компания стоит сейчас у истоков, в нужный момент мы будем готовы приходить на выручку нашим клиентам.
Таким образом, для "ДеЛаваль" участие в финансировании и проведении первого всемирного молочного саммита — это своеобразная инвестиция в будущее и… способ немного всколыхнуть общественное мнение.
Наверное, исходя из схожих же устремлений, в число спонсоров конференции в Эдинбурге вошли такие фирмы и организации как DairyCo, Robert Wiseman Dairies, Dairy UK, Dairy Crest, United Dairy Farmers. Организаторы и участники заслуженно благодарят их за помощь и поддержку.
СКОЛЬКО НАДО ПЧЕЛ
Заключительный день форума делегаты провели на испытательной молочной ферме Королевского шотландского сельскохозяйственного колледжа.
В не самом молочном регионе Соединенного королевства было что увидеть и чему восхититься. Ферма расположилась на территории бывшего военного госпиталя. Земель — всего 300 гектаров, да каких! Немного супеси, остальное — камни. И как их ни вычесывай с поля, ежегодно вылезают все новые и новые острые горные остатки. Однако на этой, с позволения сказать, почве прижимистые шотландцы умудряются выращивать такие сочные пастбища, что жвачным тут — раздолье. Тем более, что климат в этой горной стране ровный, влажный и не очень жаркий. Средняя годовая норма выпадения осадков — более 1000 мм. За четыре летних дня в конце июня в самый теплый период температура не превысила 18 градусов Цельсия.
Основной прицел всех научных работ — будущее молочного животноводства. Как ближайшее, так и отдаленное. Эксперименты здесь ведут не год, не два и не три.
Например, с середины семидесятых реализуется проект по поводу сравнительных преимуществ и недостатков выгульного и закрытого содержания коров. В каждой контрольной группе — по пятьдесят коров. Статистика собрана громадная, а эксперимент все еще продолжается.
Или другой раздел — экономия воды. А вот еще — сохранение природной биоты.
Представляете, чтобы государство платило солидные деньги профессору, чтобы он мог десятками лет вылавливать в ловушки пчел, шмелей и прочих жучков-паучков, считал, на каких видах лесополос они лучше сохраняются! Годовой бюджет испытательной фермы — около десяти миллионов английских фунтов такие эксперименты вполне позволяет.
Здесь с большой завистью подумалось автору: вот бы нам в России такое!
Нет же, некоторым россиянам лучше на океанский класс личной яхты потратиться, чем подумать о вложениях в науку. А тут цена вопроса — всего-то укоротить ее на несколько метров. Пусть будет 118 вместо 123, пусть будет не океанский класс, но: раз — и готов годовой бюджет научной фермы где-нибудь в Ярославской области.
Но где там!
Теперь ко всем исследовательским темам в шотландском аграрном колледже добавляют еще и экологическую составляющую — по поводу большего или меньшего количества атмосферных выбросов от молочного производства. Фермеры опасаются за свое будущее. Они предвидят такую ситуацию, при которой эти самые carbon footprints будут квотироваться. Так вот те из них, кто меньше своими фермами будут загрязнять атмосферу, вполне возможно, квотами на углекислый газ смогут приторговывать. И произойти это может уже скоро…
Завершая заметки с конференции в Шотландии, нельзя не поделиться с читателями одной темой.
Участники форума очень часто задавали вопросы участникам из России: а как у вас в стране относятся к скорой экологической угрозе? Много ли правительство, деловые круги выделяют средств на исследования в этой области?
Нам больше приходилось отшучиваться, мол, придет еще наше время.
Хотя шутки эти были с горчинкой… Константин МЕЗЕНЦЕВ "Крестьянские ведомости" Эдинбург — Москва Фото автора
|