В шведском городке Броланда, на побережье озера Венерн -- самого большого озера страны, проживает семейная пара Андерс и Розмари. Так и остались бы они безвестными миру, если бы не любовь мужа к чтению.
Прочёл он однажды занимательную книжицу архитектора Бенгта Варна о том, как жить в гармонии с природой, и решил соорудить собственный дом по законам такой гармонии. По теории Варна, дом должен повторять природное мироустройство в упрощённом минимализме, т. е. в нём необходимо устроить круговорот воды, соорудить ядро (Землю) и воздушную оболочку и т. д. Сам архитектор не только выдвинул идею, но и реализовал её ещё в 1976 году, назвав своё необычное жилище Nature House (<<Природный Дом>>).
Неизвестно, были ли у Варна другие последователи, но вот Андерс, что называется, проникся. В итоге у него, Розмари и их деток появился известный всеми миру дом-теплица. А началось всё со строительства бревенчатого дома площадью 145 квадратных метров. Строительство обошлось семейству в 900 000 долларов, а ещё 600 000 истратили на постройку теплицы, которая полностью "одевает" дом, образуя таким образом "атмосферу".
Андерс использовал прочное качественное стекло, которое заключал в стальные, сваренные меж собой рамы, оцинкованные изнутри.
-- За всё время, что дом стоит, пострадало только два стекла, -- говорит Андерс. -- Одно выбил старший сын, а другое треснуло из-за неправильной установки. Дом простоит не менее 100 лет!
Вот так и стоит чудный дом, из окон которого круглый год видна весна... В теплице, со всех сторон окружающей стены, растут виноград, киви, инжир, персики, розы и, естественно, "маст хав" всякого сада-огорода -- помидоры, "синенькие", зелёненькие огурцы, лук и прочая морковка. При зимней температуре за окном в - 22 по Цельсию что-то зреет и всходит, кто-то сидит в садовой гостиной, кто-то качается на качелях, другие купаются в бассейне...
-- Зимой, когда солнце неэффективно, мы топим печи, -- делится Андерс. -- В нашем доме две кирпичных печи: одна нагревает воду в системе отопления, а другая используется для приготовления хлеба и другой пищи.
Андерс говорит, что огромных сумм на топливо не уходит: теплица служит естественным барьером между стенами и улицей, потому тепло в доме держится долго. Дом, в свою очередь, подогревает теплицу. Сырости и плесени нет: во-первых, соблюдён баланс растений и пространства, во-вторых, использован принцип простейшей приточно-гребневой вентиляции.
"Природный Дом" Андерса оказался настолько удачным -- самоокупающимся, фантастически красивым, удобным, что недавно возникло ещё одно подобное строение -- в деревне Ингаространд, неподалёку от Стокгольма.
Кто знает, может быть, следующий появится -- у нас?.. Пусть не в таких масштабах, пусть не с простым остеклением, а с металлопластиковыми окнами, и не вокруг, а хоть на две -- самые солнечные -- стороны. Ведь климат Швеции не намного мягче, чем в северных областях России, а морозы могут и до 25 - 30 опускаться. Идея-то ведь -- с какой стороны ни глянь -- замечательная!
|