Какой он- настоящий деревенский дом? Почему в нем так уютно находиться и так легко дышится? Деревенская изба- наше наследие, в ней гармонично сочетались простота и экономичность постройки и домашний сельский уют. О деревенском доме наш небольшой фото-рассказ.
Деревянная крестьянская изба на многие века стала преобладающим жилищем 90% населения России. К сожалению, до наших дней дожили избы не старше середины XIX в. Но в своем устройстве они сохранили древние строительные традиции.
Крестьянская изба отличалась чистотой: уборку делали регулярно, занавески и рушники меняли часто. Рядом с печкой в избе всегда был рукомойник– глиняный кувшин с двумя носиками: с одной стороны воду наливали, с другой – выливали.
Деревня... Благодаря основному материалу из которого были построены дома, поселение и получило такое название. В деревянных домах очень хорошо ощущаешь связь с природой, как будто находишься в единстве с лесом, рекой, полями, цветущим клевером, а не отделен от нее городом.
Такие вещи невозможно вытравить за сто лет синтетического существования, ведь окружающий нас мир столетьями диктовал нам, что такое красота. Раньше избы в деревнях ничем не обвешивали и их не красили. Никакая облицовка не сравнится с естественным видом дерева, а какая красота и сила в деревянных постройках! А как тепло встречал усталого путника родной дом!
И что интересно, что у деревянных изб цвет не постоянный. Солнышко выглянет - и дом становится вкусным как пчелиный мед, теплым. За тучкой скроется - как метал драгоценный серебрится. Вечером - коричневеет, приобретает почти черный оттенок, а вот утром - наоборот, светлеет, голубеет. Защищающее от холода жилище, отапливаемое изнутри - вот значение слова изба.
В правом «красном» углу любой русской избы устанавливалась печь, которая и была её главным украшением. Порой печь занимала почти четверть, а то и добрую половину русской избы, поэтому её строили на отдельном фундаменте, “росшим” прямо из-под пола, чтобы изба не покосилась. Печь изготавливалась из кирпича или из особо прочной глины.
После того как печь была протоплена, из нее выгребали золу и древесные угли. Под печи тщательно выметали метелкой или веником и бросали в печь щепоть муки. Если мука не загоралась, то это означало, что сильный жар спал и печь вполне пригодна для устройства в ней бани.
На под печи укладывали специальные доски, выструганные из липы, ольхи и осины, либо устилали влажной соломой. Затем в печь ставили деревянный ушат с горячей водой и бадейку с щелоком, заменявшим мыло. В воду опускали березовый, дубовый, липовый или комбинированный веник, в который, кроме древесных веток, входили различные лекарственные и душистые травы: крапива, тысячелистник, мята, душица. Обычно женщины мылись и парились в печи вместе с малыми детьми. Мужчины залезали в печь по одному, изредка вдвоем. Чтобы в печи постоянно держался горячий пар, веник время от времени вынимали из горячей воды и брызгали на стены и свод топливника. Парящийся хлестал себя веником, мыл тело и голову щелоком, а затем вылезал из печи и быстро шел в сени или во двор, где заранее был приготовлен ушат с холодной водой.
Поверье гласило, что дым из трубы уходил прямо в небо, унося из дома к Богам и плохое и хорошее. Хозяйки верили, что Боги скорее услышат их просьбы, если кинуть в огонь печи клочья кошачьей и медвежьей шерсти. Одновременно они просили Богов о богатом урожае, уговаривали помочь в решении проблем. Таким образом, изба имела важную роль в жизни народа.
По материалам блога Галины Шадриной и открытых источников интернета.
|