Европа не первый год уже ломает копья о проблему вина, в котором, как еще древние подметили («In vino veritas»), находится истина. С этой точки зрения упорство Старого Света заслуживает понимания и сочувствия. Недавно Европейская Комиссия (ЕК), высший исполнительный орган ЕС, утвердила тезисы целой винодельческо-виноградарской реформы. Она должна повысить конкурентоспособность европейского винного дела в соревновании с Южной Америкой, США и Австралией: ведь Евросоюз - один из крупнейших в мире производителей, потребителей, импортеров и экспортеров вина. Реформа, помимо всего прочего, основывается на ликвидации некоторых виноградников и отмене дотаций на дистилляцию «сверхпланового» винограда. Из реформы под занавес был изъят запрет на добавку в вино свекольного сахара, чего опасались многие виноделы Евросоюза. Все вытекающие из реформы предписания должны вступить в действие 1 августа нынешнего года. Ожидается, что странам-членам ЕС реформа принесет большую дотацию на реструктурализацию виноградников. Например, только в 2009 году виноделы такой небольшой страны, как Чехия, вместо первоначально запланированных на эти цели 1,6 миллиона евро могли бы получить до 3 миллионов евро, а с 2015 года дотация эта возрастет до 5,2 миллиона.
"Реформа позволит нам, вместо растранжиривания денег на устранение нежелательных излишков, сосредоточиться на борьбе с конкурентами и возврате прежней доли мирового рынка вина," заявила журналистам еврокомиссарша по земледелию Мирианн Фишер-Боэл.
Рубить и выкорчевывать. Но с сахарком
Наиболее противоречивым и сомнительным пунктом реформы была ликвидация виноградников. В первоначальном проекте ЕК значилось, что в ЕС всего надо вырубить под корень около 400 тысяч гектаров виноградников, десятую часть всего, чем в этой области Евросоюз располагает. После протестов ряда государств был достигнут компромисс, который предполагает ликвидацию 175 тысяч гектаров лозы. Выкорчевку планируется завершить через три года; бедные виноградари получат финансовую компенсацию.
Изменения ожидают и процесс добавок сахара в вино. Хотя первоначально предложенный запрет на добавку свекольного сахара из текста реформы изъят, но некоторые ужесточения правил там остались. Будет установлена максимальная мера сладких добавок. Если отдельные государства захотят повысить содержание сахара в вине, например, из-за плохих климатических условий, то им понадобится для этого подавать заявление в Еврокомиссию.
Полмиллиарда евро на ветер
Председатель Союза виноделов Чехии Йиржи Седло лаконечно прокомментировал одобрение долгожданной реформы: "Никаких больших изменений, кажется, не произойдет. Мы предполагали, что после реформы жить станет лучше. Этого не случится, как, впрочем, не случится и значительного ухудшения. В глобальном смысле слова реформа никаким большим переворотом в жизни виноделов не станет».
Целью реформы было и ограничение перепроизводства вина в ЕС, поскольку ликвидация излишков влетает ЕС ежегодно в изрядную копеечку - около полумиллиарда евро (и это притом, что Европейский Союз всего инвестирует в виноделие 1,3 миллиарда евро ежегодно). Проблемой же номер один в отрасли европейцы считают то, что импорт вин из других частей мира в ЕС постоянно растет, в то время, как потребление вин, произведенных в Евросоюзе, падает.
„Сухое пестицидное»
Удивляться причудливости вкуса непатриотичных европейцев не стоит. Любителей вин, возможно, удивит тот факт, что большинство этой продукции, произведенной в ЕС, содержит пестициды, как известно, серьезно вредящие человеческому здоровью. С таким неприятным сообщением ознакомили общественность специалисты из организации Pesticide Action Network (PAN) Europe. Они анализировали состав, по большей части, вин низшей ценовой категории, однако небезопасными оказались и сорта, за которые потребитель заплатит тысячи крон.
Тесту подверглись 40 марок европейских вин, некоторые из которых были сделаны из продукта, собранного со всемирно известных виноградников. Все бутылки содержали пестициды; в одной было даже 10 (!) разных видов этой гадости. Всего исследователи выявили 24 «сорта» винных пестицидов, пять из которых были карциногенными, то есть способствующими возникновению рака.
"Пестициды в европейских винах - большая проблема. Немало виноделов отказывается от традиционных способов защиты от вредителей и переходит на пестициды. Эта тенденция отрицательно воздействует на качество европейских вин," говорит Эллиотт Кэннелл из организации PAN.
С приставкой "био"
Европейцы думают думу тяжкую: чем отечественного потребителя заманить-заинтересовать, чтобы он отвратил свой взор от заокеанских бутылок? Ставка делается, в частности, и на биовина, которые переживают огромный бум и готовятся к покорению рынков. В то время, как вина, сделанные обычным способом, сталкиваются со значительными проблемами, связанными со вступлением на перенасыщенный рынок, перед биовиноделами открываются большие возможности.
"Только в Чехии ежегодный рост продаж биопродуктов и вин равнялся 70%, в то время, как обычный рынок вина вырос лишь на 6 процентов," говорит Александр Флодр из компании Шато Бзенец (Chateau Bzenec). Эта фирма, принадлежащая к средним по размерам игрокам местного винного рынка, также собирается переходить с режима обычного производства на экологическое хозяйствование.
"Выбиться в люди с чешским вином, например, в Германии очень сложно. Нам удалось попасть в струю и очутиться на столах нескольких мюнхенских отелей и ресторанов только благодаря тому, что они предлагают чешскую кухню, и наши вина хорошо дополняют подаваемые блюда," констатирует Флодр. Ситуация на рынке с биовинами - диаметрально противоположная. "Здесь существует неудовлетворенный спрос, поэтому мы видим для себя здесь реальные возможности экспорта," прибавляет бизнесмен, подчеркивая, что, согласно ожиданиям, именно немецкий, британский и скандинавский рынки откроют свои просторы для притока биовин из Центральной Европы.
От твердокаменных фанатов - к бизнесу
В то время, как два года назад в целой Чехии на 19 гектарах экологических виноградников хозяйствовали всего четверо "восторженных энтузиастов", в прошлом году здесь было уже 246 гектаров биовиноградников; в январе-апреле 2008 года в ряды представителей нового сельхоздвижения вступили новые биовиноградари, возделывающие еще 150 гектаров угодий. Первый большой урожай продукта можно ожидать лишь в 2010 году: виноградари должны пройти трехлетним этапом переходного периода. Виноград должен быть выращен по всем правилам экологического земледелия: никакой химической обработки, на виноградниках - раздолье птицам-жукам-бабочкам и прочей живности, которых на обычном винограднике в таком количестве увидеть просто невозможно.
"В режим переходного периода вступили 46 винодельческих фирм; предполагаем, что в течение трех лет Чехия будет обладать потенциалом в 1,5-1,8 тысячи гектаров экологических виноградников, что было бы равно десятой части общей площади виноградников в стране," объясняет Милан Глухий, председатель Союза интегрированного производства винограда и вина, а также специалист по экологически бережной охране виноградной лозы от вредителей.
Согласно его мнению, еще несколько лет назад биовином занимались в стране лишь "твердокаменные фанаты", как правило, специалисты по селекции винограда. Они также начали выращивать так называемые интерспецифические сорта, которые обладали сопротивляемостью против многих болезней и вредителей.
К числу энтузиастов экологически бережного хозяйствования относится и виноградарь Франтишек Мадл из деревни Вэлкэ Биловице. Он сам работает с двумя гектарами биовиноградников. "Заниматься биовинами начал в 1992 году, специализируясь на селекции," рассказывает он. По его словам, экохозяйствование в его случае - на 20-30% дороже, чем бизнес обычного виноградаря. "Эта относительно небольшая разница связана с тем, что у меня есть специальные сорта. Обычные виды винограда гораздо более капризны и ранимы," поясняет он.
В настоящее время на биовина начинают засматриваться не только маленькие семейные винофермы, но и крупные винодельческие фирмы из стран, не являющихся доминирующими в этом бизнесе. Катержина Чапоунова из Союза экологических земледельцев PRO-BIO так комментирует эту тенденцию: "Французские экологические виноделы не нуждаются в снабжении вин био-сертификатом: их продукт все равно хорошо продается, потому, что Франция – это марка сама по себе. У нас ситуация обратная, обычные вина на зарубежный рынок проникают с трудом, но вот биовина хорошего качества имеют гарантированный сбыт".
Дотации - это не главное
Необычна ситуация вокруг европейских субвенций для биовиноградарей. В то время, как в иных отраслях экологического земледелия средства из казны Евросоюза - почти необходимое условие для выживания, виноградарям они скорее делают жизнь более приятной, нежели существенно их мотивируют. Дотации все равно не покроют реальные расходы по переходу на экологически бережное земледелие. Кроме того, земледельцы 10 стран-новичков по-прежнему получают лишь половину из того, что имеют от Брюсселя их коллеги из старых государств-членов Евросоюза. Кроме того, дотационная программа для виноделов в 2013 году, очевидно, будет завершена. Было бы крайне недальновидно полагаться лишь на дотации, ведь виноградники разбиваются на 35-45 лет.
Мелкий чешский винофермер Мадл европейские деньги не получает вовсе. "Дотацию мы не используем. В условиях ее предоставления не учтена ситуация, при которой лоза подвергнется столь сильной агрессии извне, что экологически бережные средства не смогут проблему отстранить, и будет необходимо применить химию. В этом случае мне бы пришлось возвращать деньги, полученные за несколько последних лет," живописует он ситуацию.
Александр Гайдамацкий
Кстати
Что пьют чехи?
Предпочтение однозначно отдается водке. 40-градусная идет в Чехии на «ура». В прошлом году чешские потребители, по прикидкам компании International Wine & Spirits Record, выпили более 20 миллионов литров этого благородного напитка. «Рост потребления водки связан с модой на простые смешанные напитки (наиболее популярна комбинация водки и энергетического напитка), излюбленных особенно среди молодого поколения. Люди постарше тоже с удовольствием пьют водочку в более сложных вариациях, предлагаемых коктель-барами,» говорит Йиржи Штетина, директор чешского представителя фирмы-импортера Maxxium, которая в ЧР представляет интересы водки Absolut.
Чешские производители алкоголя, как и их коллеги во всем мире, сталкиваются с проблемой – снижением интереса к алкоголю (ежегодное падение потребления - 6%). Наиболее велики потери чешского алкогольного бизнеса за последнее десятилетие в категории горьких травяных ликеров. По вступлении же страны в ЕС увеличилась доля импортных напитков (с 16 до 25%). Причин тому – несколько. После отстранения таможенных барьеров цены импортного спиртного приблизились к ценам местного. У людей выросли доходы, прибавив желания попробовать более качественные напитки. Кроме того, молодое и среднее поколения принципиально не хотят пить то, что пили их родители.
Хотя потребление спиртного падает, это означает, что часть потребителей лишь ограничила прием крепкого алкоголя. И начала пить вино, потребление которого стабильно растет. За последние пять лет темп – около 3-4% в год. В прошлом году в Чехии всего было выпито около 150 миллионов бутылок неигристого вина. В то время, как потребление дешевых вин остается долгое время неизменным, растут продажи более дорогих сортов - по цене от 100 крон (125-130 российских рублей) за бутылку. Чехи чаще всего выбирают вина из Нового Света – калифорнийские, чилийские, австралийские, - продажи которых в 2007 году были выше, чем объемы вин из стран Старого Света, то есть из Испании, Франции или Италии.