В Вологодской области вновь используют ветряные мельницы: в УстьКубинском районе заработал первый «ветряк». Есть ли будущее у этой «феодальной» техники?
«Верхушки деревьев вроде не качаются… — Николай Блохин, инженер, работавший над конструкцией и сборкой «ветряка», выглядывает в окно. — Заработает ли мельница?»
Он нажимает рычаг — и 12 лопастей ветрового колеса медленно, но верно начинают разбег. Вот они уже кружатся, и от шума включившихся механизмов закладывает уши. А в ладонь Николая Александровича сыплется размолотое зерно…
Назад к прошлому?
Запуск мельницы (кстати, ее высота — 20 метров) в селе Никольское Усть-Кубинского района провели в этом ноябре. И, как считают в местном колхозе «Заря», это не пережиток прошлого, а хозяйственная необходимость. Мало того, первый заместитель губернатора Сергей Громов на днях даже заявил, что такие мельницы по области нужно устанавливать повсеместно.
Из 2-х миллионов, затраченных на ее постройку, около 420 тысяч выделены департаментом сельского хозяйства. Может, скоро наш северный пейзаж станет похож на картинку к роману о Дон Кихоте, и лопасти ветряков закрутятся по всей Вологодчине? У создателей агрегата есть на то свое мнение.
Мельничный пункт — детище инженера Блохина и его маленькой рабочей группы, состоящей из работников «Зари» — Алексея Менемчиадиса, Дмитрия Петухова, Виктора и Сергея Козловых, Александра Петрушичева. Конструированием занимается Николай Александрович, а помощники воплощают технические решения в жизнь. Подчас эти решения бывают нестандартными, и некоторые агрегаты в «Заре» могут показаться возвратом в прошлое.
Кажется, например, что только чудаку придет в голову строить в XXI веке ветряную мельницу или зерносушилку, работающую не на солярке, а на обычных дровах. Однако, когда во время уборочной страды цены на топливо в очередной раз подпрыгнули, и солярки едва хватало для заправки комбайнов, зерносушилку, работающую на дешевых осиновых поленьях, вспомнили добрым словом. А сконструировали и собрали ее все те же люди, работающие в «Заре». Сушилка запатентована и называется «Вологжанка».
«Мне скучно заниматься рутинной работой штатного инженера, — объясняет Николай Александрович. — У меня одна страсть, и от нее не сбежать — постоянно мучают идеи и варианты их технического воплощения».
Конструированием он увлекся еще в детстве, а после окончания Вологодского молочного института всю жизнь проработал в «Заре». Здесь с женой вырастили детей — двух дочерей и сына, здесь его дом и главное дело — техника.
Где цветет роза ветров
Заявлению зам. губернатора Сергея Громова о необходимости установки ветряков инженер не удивляется и считает, что смысл в этом есть. «По крайней мере, для небольших фермерских, хуторских или даже колхозных хозяйств, — уточняет Николай Александрович. — Но пока неизвестно, как зарекомендует себя мельница в работе, поэтому об эффективности для больших предприятий говорить рано. Ветра у нас слабее, чем, скажем, в Германии или Дании, где ветряные двигатели распространены, но все же роза ветров позволяет их устанавливать».
По словам инженера, дело тут даже не в экономии электроэнергии. «Любой человек с техническим образованием знает, что экономия получается не столь значительная», — объясняет создатель агрегата. Главное — теперь колхозу не надо покупать дорогие комбикорма. Еще в 50-е годы прошлого века ветро-двигатели были в каждом хозяйстве — с их помощью поднимали воду, резали силос, мололи муку и комбикорма для скота…
С электрификацией села такие мельницы вышли из обихода: зерно заготавливалось в колхозах, а вот муку и комбикорма (посыпку) из него делали на специальных предприятиях. У них потом колхозники и закупали кормовую смесь. Сейчас цены на комбикорм растут так же непрерывно, как на бензин, электричество и хлеб. Для такого небольшого хозяйства, как усть-кубинская «Заря» — это существенная статья расходов. Ветряк позволяет немного экономить на электроэнергии и существенно на закупке посыпки: на недорогой в эксплуатации мельнице кормовую смесь можно намолоть из собственного зерна.
Путь Мастера
Теперь эта мельница — одна из главных достопримечательностей Никольского. Еще и потому, что новый агрегат соединен с магазеей — складом для хранения зерна постройки 1780 -1790 года.
Магазея — исторический памятник и находится под охраной: кирпичные стены, толстое дерево секций для зерна и даже ворота — все осталось неизменным с момента постройки и сохранилось в отличном состоянии. Сделали склад крепостные помещиков Межаковых, живших в то время в Никольском. В старой магазее Николай Блохин и его помощники провели над полом специальную трубу. По ней зерно прямо из секций поступает на мельницу. Изобретение сделано с таким расчетом, чтобы не нарушить старинную постройку.
Кстати, в различных конструкциях мельничного пункта есть несколько еще не запатентованных изобретений. Чтобы создать их, инженер подолгу сидел в библиотеках Вологды и Санкт-Петербурга, консультировался со специалистами Вологодского авиапредприятия.
Любопытно, что инженер часто решает технические задачи во время прогулок. За селом у него есть любимая дорога, уходящая в поля, и именно там рождаются его новые идеи и замыслы.
Сейчас Николай Александрович в отпуске и собирается поехать в Питер — потолкаться на Невском проспекте, посетить музеи… А потом к Финскому заливу — в городок недалеко от северной столицы. «Шум волн успокаивает и отвлекает от мыслей… — умиротворенно замечает Николай Александрович. — Главное, читательский билет дома забыть, а то снова в библиотеку работать сбегу».
|