Пахота — одна из наиболее энергоемких работ. Величина потребного тягового усилия при пахоте зависит от глубины вспашки, ширины захвата, вида почвы, ее механического состава, влажности, степени засоренности, рельефа.
При нормальном тяговом усилии лошадь идет свободно, плавно и равномерно передвигая плуг. Если сопротивление велико, лошадь идет неравномерно, то ускоряя, то замедляя движение, делает частые остановки. Качество пахоты при этом сильно снижается.
Большое влияние на величину потребного тягового усилия при пахоте оказывает состояние плуга. Плуг, правильно отрегулированный на соответствующую глубину и ширину, идет устойчиво по борозде, не создавая дополнительного сопротивления.
При правильно собранном плуге должны удовлетворяться следующие основные требования: лемех должен прилегать к ровной площадке всем своим лезвием; местные зазоры в стыке лемеха с отвалом на рабочей поверхности — не более 1 мм; по линии полевого обреза отвал не должен выступать за лемех, а лемех может выступать за отвал не более чем на 5 мм; со стороны борозды кромка лемеха может быть длиннее кромки отвала в месте стыка не более чем на 10 мм; толщина лезвия лемеха не должна превышать 1 мм.
Необходимо, чтобы полевая доска плотно прилегала к стойке. Задний конец доски и носок лемеха должны располагаться в одной продольно-вертикальной плоскости. Отклонение пятки лемеха в сторону непахотного поля — не более 5 мм.
Предплужник и черенковый нож устанавливают относительно основного корпуса, как показано на рис. 1.
Глубина вспашки висячим плугом регулируется высотой упряжного крюка. При мелкой вспашке упряжной крюк опускается ниже к земле, при глубокой — поднимается. Если упряжной крюк неподвижен или отсутствует вертикальная гребенка, глубину вспашки можно регулировать длиною постромок. Чем короче постромки, тем мельче будет вспашка.
Регулировку передкового плуга производят следующим образом. Первую борозду проводят, установив полевое колесо плуга на одном уровне с бороздным колесом, а седло рамки передка опускают на 3—4 отверстия ниже рабочего положения. При этом плуг углубится примерно на половину нормальной глубины пахоты.
Вторую борозду проводят, подняв полевое колесо до половины нужной глубины, при прежнем положении седла. При этом лемех заглубляется почти на полную глубину.
Для третьей и последующих борозд полевое колесо поднимают от опорной плоскости корпуса на высоту, соответствующую полной глубине пахоты, и так продолжают работать. При этом седло переставляют в нормальное положение, если глубина второй борозды получилась достаточной; при недостаточной глубине оставляют седло опущенным и на третьей борозде и лишь с четвертой борозды ставят его в нормальное положение.
Для изменения ширины захвата (что делают только в исключительных случаях) надо ослабить четыре гайки скоб, крепящих рамку передка на бороздной оси, передвинуть ее а желаемую сторону и вновь завернуть гайки.
Перестановку седла в сторону от среднего положения производят весьма редко, например когда после продолжительной работы или неосторожного обращения с плугом образуется перекос грядиля относительно стойки. В этом случае плуг во время пахоты будет отклоняться в сторону — в борозду или в поле. Если смещение плуга в борозду происходит при правильном положении бороздного колеса (у стенки борозды), надо седло передвинуть влево, в случае смещения в поле — вправо.
Перестановку упряжного крюка по регулировочной дуге производят при пахоте на косогоре для того, чтобы плуг не сползал вниз, и при различной длине плеч ваги в пароконной запряжке.
Полевое колесо можно переставлять выше или ниже, чтобы ось передка всегда была горизонтальна как при пахоте первой борозды, так и при пахоте на любую глубину (в пределах возможной).
При вспашке мелкоконтурных участков конными плугами с правооборачивающими корпусами применяют следующие способы движения: гоновый всвал или вразвал; круговой с беспетлевыми односторонними поворотами;
беззагонно-круговои способ (см. рис. 2). Качество пахоты определяют в основном по трем основным показателям: глубине вспашки, выровненности и гребнистости.
Правильная регулировка плуга и подбор лошадей по требуемому тяговому усилию на крюке позволят избежать перегрузки лошадей, что приводит к их быстрой усталости и к потере работоспособности, а также провести пахоту в лучшие агротехнические сроки и с высоким качеством.
К сведению владельцев лошадей. В настоящее время наша промышленность выпускает два вида конных плугов: плуг оборотный ПГ-25 и плуг висячий КВП-27А. Первый изготовляет Кутаисский завод мотоблоков, второй — Полоцкий завод Минместпрома БССР. ПГ-25 предназначен для вспашки участков, расположенных на склонах, на глубину до 20 см, а КВП-27А — легких и средних почв на глубину до 12,5 см.
Г. ЕГОРОВ, ст. инженер отдела технологии конеиспользования ВНИИКа
источник kdvorik.ru
Понравилась страница? Поделись с друзьями!