19 Июнь, 2015, 08:34:22
  Форум Помощь Календарь Войти Регистрация  

Страниц: 1 ... 15 16 [17]   Вниз
 
Автор Тема: Древняя русь (народный календарь)  (Прочитано 10159 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Vlada
Сенсей
Глобальный модератор
Почетный написатель
*****

Репутация: +26/-3
Offline Offline

Возраст: 52
Расположение: Московская обл.
Сообщений: 13190


Татьяна, Московская обл


« Ответ #400 : 12 Сентябрь, 2008, 13:53:49 »

16 октября- Осенние лихорадки.

Кто же они такие - лихорадки. Это нечистые силы, гнусные хвори. Лихорадки о лихе радеют, лихорадки лиху рады. Выполняя повеления бесов, усердно насылают они на человека лихо.
   Согласно древним поверьям, лихо можно нажить даже худым словом. Сказал плохое слово - и навлек на себя беду. Сам повинен.
Болезнь, немощь - они, как считали наши предки, кара  Божия, их подпустил Господь за грехи. Не Господь болезнь на человека наслал, а сам человек ее в себе каким-то непотребным поступком сотворил.
Наши предки под здоровьем телесным всегда подразумевали здоровье душевное. Особенностью болезней октября были столкновения с лихорадками: вольные и невольные. И если старики, руководствуясь поверьями, предостерегали в какой-то день в лес не ходить, а кто-либо неверящий ходил и был настигнут болезнью, то о таком говорили: «Супротив Божиего страха ступил!»
о двенадцати лихорадках, бабах с крыльями летучих мышей, хворях гнуcных, бытовало немало остережений. В одних местах им даны были такие названия:трясея,огнея, ледея, гнетея, глухея,ломея, пухлея,желтея, глядея, грудея, невея, каркуша... И каждую распознавали по особому цвету: белая, желтая, красная, синяяя, зеленая...
В иных местах лихорадки названы так: скудыница, желтыница, костыница, призорница, огневица, водяница, сглазыница, очесница, трясовица, ознобица, пухленица, соница.
Лихорадки выходили на перекрестки дорог и ждали, к какому бы путнику привязаться. Сами они не могли отыскать пути к праведным местам. Лихорадки вздымали вкруг себя осенние листья и крутились вместе с ними против солнца.
По словам стариков, скудыница была одета в тряпье, в тряпицы-скуды. Оде¬тая в рваные тряпушки, она была опасна тем, что любая из них могла оторваться на ветру и пристать к обутке человека или его одежде. И тогда тот человек начинал чахнуть. Желтыница - та была, как лист осенний, желтая, вытянутая, насылающая своим прикосновением желтизну на человека. Гнетуница была гор¬батой. О костынице говорили, что она больно костлява. Ключицы у нее выпирают, пальцы рук длинные, хватучие.
Призорница - эта насылает призороки, всяческие внезапные простудные сыпи. Лицо ее скрыто под паутиной, как под вуалью. Водяница - с нее вода стекает, и по-за ней остаются мокрые следы. Эта лихорадка насылает водянку.
Сглазыница - у той голова вытянутая, а глаза большие, болотного цвета. Как будто не лицо, а омут. Очесница - всегда ходит с большим гребнем и с распущенными волосами. Она их чешет то и дело, и волосы, разлетаясь по ветру и припадая к человеку, иссушают его. Трясовица - эта зыбучая, хлябкая, от нее человек трясется, как осиновый лист. А 0знобица бросает то в жар, то в холод. Огневица - эта в красное рядится, и лицо у нее красное. Огневица сладострастная, зацеловывает. Пухленица - от ее прикосновения человек опухает. А соницы в человека глубокий болезненный сон вгоняют.
В этот день опять в народе вспоминают об Амвросии Оптинском, который говорил: «Человек как жук. Когда теплый день и играет солнце, летит он. Гордится собою и жужжит: «Все мои леса. Все мои луга». А как солнце скроется, дохнет холодом и загуляет ветер - забудет жук свою удаль, прижмется к листу и только пищит: «Не спихни!» От себя и от бесов никуда не уйдешь, поэтому терпи на месте».
И наши предки не просто терпели. Они мудро учили, как надо не сходить с родной земли и стоять встречу Господу.
Записан

Спешите делать добро
ДЕРЕВЕНСКИЙ ФОРУМ ВЕСЕЛОЕ ПОДВОРЬЕ | ЗАГОРОДНЫЙ ДОМ
« Ответ #400 : 12 Сентябрь, 2008, 13:53:49 »

 Записан
Vlada
Сенсей
Глобальный модератор
Почетный написатель
*****

Репутация: +26/-3
Offline Offline

Возраст: 52
Расположение: Московская обл.
Сообщений: 13190


Татьяна, Московская обл


« Ответ #401 : 12 Сентябрь, 2008, 13:55:05 »

С 17 октября по 20 октября- на 6 странице.
Записан

Спешите делать добро
Vlada
Сенсей
Глобальный модератор
Почетный написатель
*****

Репутация: +26/-3
Offline Offline

Возраст: 52
Расположение: Московская обл.
Сообщений: 13190


Татьяна, Московская обл


« Ответ #402 : 14 Октябрь, 2008, 11:41:17 »

21 октября- ПОЧИНКИ.

Полно дурить, пора починать жить!
Не нами почалось, не нами и кончится.
Почин-это зачин, это начало делу. Трифон и Пелагея тулуп да шубу, рукавицы да валенки с полатей достают. Худо, коли зима врасплох застанет, шапкой с ног валит.
 Пора починать зимнее, одеваться теплее. О зимнем-то тулупе как в народе загадывают?
Зимой греет,
 весной тянет,
 летом умирает,
 осенью оживает.
Починки в этот день всему, починки сегодня - всего дороже. У девушек,спрашивают:
«Много ли початков напряла?» Початок - это пряжа на веретене, это же слово имеет и значение починка. Про нерадивую говорили: «Ни прясть, ни ткать, ни початки мотать». Была примета, если девка свивает початок туго и ровно, то хорошо будет жить с мужем.
Мужики ходят в лес, починают вырубку деревьев на дрова или на дом. В этот день начало, или подготовка, новой пашни в лесу: присматривают и отводят места для нового огнища под поле.
Благослови, Бог, почин!
Потому-то так много на русской земле рассыпано деревень с названием Починки. Еще говорили так: «Порой мал почин, да остается на памяти».
«С почином!» - поздравляют торговые люди друг друга или крестьяне при покупке чего-либо в хозяйство.
   Починок - это коренное русское хозяйство, наши предки починали по мере сил и надобности - по величине семьи.

Записан

Спешите делать добро
Vlada
Сенсей
Глобальный модератор
Почетный написатель
*****

Репутация: +26/-3
Offline Offline

Возраст: 52
Расположение: Московская обл.
Сообщений: 13190


Татьяна, Московская обл


« Ответ #403 : 14 Октябрь, 2008, 11:43:41 »

22 октября-ЯKOB-СТУДЕНЫЙ.

Белый снег на Якова - благо.
Не тот снег, что метет, а тот, что сверху идeт.
Первый снег выпадет - сорок дней до зимы.
Денной снег не лежит, а первый надежный выпадает ночью.
 Яков белую крапиву на земпю посыпает, тропы остужает, день убавляет.
Рожденный в этот день, как отмечали в старину, был ласков, но замкнут в себе . С ним дом крепок. С Яковом не долга беседа, да честна.
Записан

Спешите делать добро
Vlada
Сенсей
Глобальный модератор
Почетный написатель
*****

Репутация: +26/-3
Offline Offline

Возраст: 52
Расположение: Московская обл.
Сообщений: 13190


Татьяна, Московская обл


« Ответ #404 : 14 Октябрь, 2008, 11:48:16 »

23 октября-ДЕНЬ ЕВЛАМПИЯ

Рога месяца на попночь (на север) - к метелям, к скорой зиме.
Рога на полдень (на юг) - земля не скоро в белое платье оде­нется.
Евлампий лучину отщепляет, огонь вздувает, потемь стращает.
Что говорить о дальнем лесе, о скотьих выгонах, даже об околице, если с
порога ступишь - и среди бела дня тебе встречу потемки. Но обряды стари­ны так и сложены, чтобы поведать о родившихся в эти сумеречные дни, отех, кому Господом дано возжигать в сердцах пламя веры, быть светильни­ками во тьме.
В этот день чтили память об Оптинском старце Амвросии.

Из Духовного стиха
Духовные очи старцев
Оптинских просияли.
их заветы святые
за русскую землю встали.
Русский народ они назидали,увещевали,
со всех концов Руси
мирян духовно окормляли.
И среди них отеческий голос Преподобного Амвросия слышен:
«Отчего человек бывает плох?
Оттого, что забывает, что над нами Бог».

«Господь почивает в простых сердцах.
 Где нет простоты,
там - одна пустота».

«Не люби слушать о недостатках других,
 тогда у тебя будет меньше своих».

«Скука унынию наука,
а лени дочь.
Чтобы отогнать ее прочь,
в деле потрудись,
в молитве не ленись;
тогда и скука пройдет,
и усердие придет.
А если к сему терпения
и смирения прибавишь,
то от многих зол себя избавишь!»

«...закутайся в смирение,
 тогда, если и небо
к земле прильнет,
не страшно будет».
Записан

Спешите делать добро
Vlada
Сенсей
Глобальный модератор
Почетный написатель
*****

Репутация: +26/-3
Offline Offline

Возраст: 52
Расположение: Московская обл.
Сообщений: 13190


Татьяна, Московская обл


« Ответ #405 : 14 Октябрь, 2008, 11:50:16 »

24 октября-ФИЛИППОВА КАНИТЕЛЬ

Кичига, или молотило, и ворочь, лопасть водяного колеса, спорят, кто боль­ше хлеба намолотит. Крестьяне возят с мельницы мешки с мукой. Дорога не пустует. Груженые возы тащатся из деревни на мельницу и с мельницы в дерев­ню. Поспешают крестьяне. День-другой, и встанут колеса в непролазной грязи, ни в какую деревню с мельницы не проедешь. А в иной год уже так дороги развезло, что и сам Филипп к печи прилип.
А у девушек - своя канитель: златом да серебром низать, косники расши­вать. Косники - это украшения, которые девицы вплетали в свои косы. Загодя для косников подбирались парчовые лоскуты. И девушки стежок за стежком, чтобы не повредить ткани и узора, расшивали ткань.
Рожденный в этот день смекалист, сообразителен. Ему нипочем разобраться, почему телега не едет, почему самовар никак не закипает, почему кукушка из часов не вылетает.

Записан

Спешите делать добро
Vlada
Сенсей
Глобальный модератор
Почетный написатель
*****

Репутация: +26/-3
Offline Offline

Возраст: 52
Расположение: Московская обл.
Сообщений: 13190


Татьяна, Московская обл


« Ответ #406 : 14 Октябрь, 2008, 11:55:19 »

26 октября-АНДРОН-ЗВЕЗДОЧЕТ

Много ярких звезд - не за горами мороз, а тycклыe звезды на долгие дожди.
Звезды в небе синятся -к морозу.
В старину на Руси были и свои звездочеты. Самым известным был Андрон. Андрон и Ондрон - русские варианты греческого имени Андроник, в то же время андрон - это и шест, жердь и совок, черпак.
Андрон с андроном да с метлой ночью в поле выходит. Говорили старики, что Андрон может шестом до звезды достать, совком звездной россыпи почерп­нуть. На Андрона - небо в звездах.
Бывает, бабонька плачет, приговаривает: «Счастье от меня ушло, звезда моя угасла». В старину, когда сердце подсказывало, что остужается житье-бытье, не­пременно в сумерках этого вечера «зажигали» звезды: брали шест, обматывали конец ветошью, ту ветошь поджигали да вставали в чистом поле. Желая, чтобы недобрые предчувствия и навалившиеся горести отступили, тянулись шестом к звездам, обращались к ним: «Встаньте на мою сторону, силы небесные!»
Сам же Андрон считался мудрецом, который по звездам мог разгадывать гря­дущее. Старики его почитали и говорили, что, пока люди и всякая тварь на зем­ле отдыхают, он трудится: метет звездный двор, свод небесный. Он один с мет­лой подходит к дверям лунным, их ключом сторожевым открывает, всякий сор с неба-сметает.
Считалось, что хорошо в этот день, когда стемнеет, к Андрону выйти, приветить, порассуждать с ним о житье-бытье да поглядеть, чтобы он ненароком не задел, не вымел бы твоей звезды.
По старым поверьям, бывает и так, что твоя звезда, на чужой стороне гостю­ет, в неизвестном краю сумерничает. Тогда Андрон ее легко на свое место воз­вращает, зачерпнет плицей и перенесет - сиди, мол, в своей небесной светли­це, не тревожь небеса. Поэтому если случалась беда, то в ночь на Андрона мо­лила бабонька звезду свою на место возвернуться, укрепиться на небесах. Смот­рела она в сторону звезды, что своей считала, да приговаривала:

Что за праздник у тебя,
да веселье непокорливое
 без души моей
да без сердца мово?
Зачем сиротишь деток моих?
 Покатись, моя ясная,
на место свое,
на сторонку родную.
Не клони меня
да ко сырой землюшке!..

Спокон веку для деревенской бабоньки было важно, чтобы не разомкнулся круг жизненного строя, то есть всех традиций и заповедей ведения хозяйства.
Записан

Спешите делать добро
Vlada
Сенсей
Глобальный модератор
Почетный написатель
*****

Репутация: +26/-3
Offline Offline

Возраст: 52
Расположение: Московская обл.
Сообщений: 13190


Татьяна, Московская обл


« Ответ #407 : 14 Октябрь, 2008, 12:06:15 »

26 октября-ЗЛАТА-ОНУЧНИЦА

в этот день святая Злата и малому, и старому выкраивает онучи. Злата оберт­ки на ноги ладит, златым теплом обутку оснащает. С этого дня - без онуч за порог не выйдешь.
Онучами в  старину называли часть обуви, обертки, которые наворачивали на ноги под лапти. Онучи были шерстяными и портяными, из отрезков полотна, холста. Для того чтобы обернуть ноги в онучи, требовалось особое мастерство: они должны были не сползти, не сбиться в ходьбе, не размотаться, надежно на ноге сидеть, но и ступать не мешать. Обернуть ноги онучами в это холодное осеннее время - значило тщательно укрыть ноги от холода.
Чтобы лапти при ходьбе не спадали, они подвязывались до колен оборами-­крест-накрест, впереплет. Для ходьбы по дому или по двору плели лапти без обор.
Лапти были главной обувью наших предков. Они выплетались из древесной коры, тонких корней, соломы. Из лыка плели лычники, из мочала - мочалыж­ники, из коры ивы - верзни, из бересты - берестянки, из вяза - вязовики, из дуба-дубовики, из тонких кореньев-коренники, из соломы-соломенники. Плели лапти и с высокими задниками, в виде башмаков, по щиколотку, их носили без привязи.
Из выделанной свиной шкуры или коньей, а порой и какой-нибудь кожи с мехом шили подобия современных сапог-поршни, или моршни.
Записан

Спешите делать добро
Vlada
Сенсей
Глобальный модератор
Почетный написатель
*****

Репутация: +26/-3
Offline Offline

Возраст: 52
Расположение: Московская обл.
Сообщений: 13190


Татьяна, Московская обл


« Ответ #408 : 14 Октябрь, 2008, 12:26:00 »

27 октября-ЛЬНЯНИЦЫ.
ПАРАСКЕВА-ЛЬНЯНИЦА, ПАРАСКЕВА-ГРЯЗНИХА.


Коли rpязь большая, то до зимы осталось четыре седмииы.
 На Параскеву на дворе - грязь, а на прялке - золото.
Добрая жена в руке лен держит, а худая - себя от льна бере­жет.
На девичий плат лен радостью богат, а на саван - белая хол­стина, что едина слезнна.
Прялка со словом Божиим рубаху дает.
Мни лен доле, волокна будет боле.

Льняница - осенний праздник прях и ткачих. С Льняницей связали наши предки веру в святую Параскеву Пятницу, на нее возложили обязанность - быть покровительницей льняных работ и женского счастья.
На старинных иконах Пятница обыкновенно изображалась во весь рост, высокой, худой, с распущёнными волосами. Распущенные волосы Параскевы для наших предков явились символом льна. Поэтому и саму Параскеву стали именовать Льняницей.
Льняницу, святую Параскеву, наши предки называли Прасковьей, и это привязанное к земле мя облетело всю святую Русь.
Сама же Параскева-льняница представля­лась деревенским жителям простой женщи­ной, обремененной крестьянскими заботами, одетой в чуть великоватый жакет, подвязанный куделью. И лишь голубой платок на ее голове мог вспыхнуть пламенем голубым.
Согнутая над жнивьем, подбирающая льняные стебли, мнущая лен - вссгда она была среди деревенских баб. Нет-нет да и поднимали они глаза от работы, смотрели: не рядом ли Льняница?
И случалось, поодаль, на луговине, встанет внезапно статное, в голубом платке видение. И губы бабьи скорехонько вымаливают о желанном: о том, чтобы приросло в доме достатком, чтобы всякое зло пропало, чтобы худа в дом не тянуло, чтобы было с кем о своей печали потужигь.
Ведь как в поле - по хлеб, в лес- по дрова, так и к бабе по любовь мужик идет:
И сам, что сухой сучок, одинок, ладить в дому горазд, по хозяйству справляться ­не надо просить. Да вот, однако, кто его в дом-то счастливо приведет, как не Пара­скева! Безвременье человека сушит. А НУЖДУ, тяготy легче вдвоем мыкать.
. Бабоньки в этот день в знак почитания Параскевы-льняницы, покровитель­ницы их труда, память о которой связана с нелегким временем обработки льна, посещали святые места. Эти места были молитвенные, священные, строгие. Возле них песен не пели, даже громко не разговаривали.
В часовнях и в храмах украшали полотенцами венчик и лик святой угодни­цы. В церковь приносили отрепанную первину льна, которую обыкновенно по­свящали святой угоднице, и привешивали первину к образу.
Параскеве Пятнице также поклонялись женщины, что на сносях были. При­носили в храм святить холст, на который бабка-повитуха будет принимать дитя, чтобы роды были легкими и чтобы рос ребенок здоровым, с чистой душой.
Параскеву молили, чтобы она отвратила всяческие напасти, сохранила от злого духа, просили, чтобы вразумила, наставила на путь истинный. Параске­ва, как рассуждали бабоньки, сама же прошла через все бабьи испытания, была свидетельницей и участницей всего, что с ними происходило. Бабы принима­ли ее как свою, Параскева помогала переносить тяготы жизни, спасала от тос­ки, от вдовства.

ЛЬНЯНЫЕ ЗАБОТЫ
Теперь о самом льне, растении, которому Параскева дает всяческие благодати и которое, по народным поверьям, выращивает вместе с бабоньками.
На протяжении всей жизни лен сопровождает женщину, он является свиде­телем ее терпения, хранителем ее самых сокровенных помыслов, дарителем здо­ровья.
Издревле льняные ткани ценились, и с благоговением самые красивые одеж­ды, полотенца хранятся и поныне в наших семейных сокровищницах. Льняная нить наделена счастливым свойством противостоять старению и разрушению.
«Лен-ленок, не дай скоро постареть, а дай скоро невзгоду притерпеть». «Лен-­ленок, дай болезни сокрушить, дай противу зла выстоять» - так говорят, повя­зывая гноящуюся рану льняной тряпицей, обмоченной в льняном масле.
С холстами, сотканными изо льна, связано немало обережных обрядов. Льня­ной холст - защитник от ярого солнца, от ожогов, от холода и отравной влаги, от заразных болезней.
27 октября одетые в льняные наряды женщины представали перед матушкой Параскевой, как носительницы здоровья. Хорошо защищая от сырого ветра, льняная одежда хранила тепло тела.
Все бабы деревни в этот день становилось льняницами, и все выходили к празднику во всем льняном, наработанном, может быть, даже за долгие годы, ведь льняная одежда не стареет. И этот день превращался в льняные смотрины.
 Октябрь - время мять лен. Так что не только ветру приходится в октябре паздерить, но и бабе. Лен был настолько ценным и священным, что в день Пара­скевы каждая женщина считала необходимым обойти с иконой матушки Пара­скевы вытеребленные стебли, прялки, ткацкий станок:
Матушка святая Параскева!
 Погляди на мое пособление,
 на доброе дело
подаруй свое благословение!

СОРОК ЛЕТ - БАБИЙ ВЕК
Отошло бабье лето, отходит и бабья красота. Но как хотелось и нашим пра­бабушкам глотнуть счастья! С утречка перед иконой Параскевы ум:ывалась ба­бонька водицей, настоянной на льняном семени, повязывала на голову льняную борушку,
опоясывала льняную рубаху и сарафан льняным передником. Она ве­рила, что может Параскева заглянуть в ее дом. Усердно молилась:
Параскева, Божия угодница,
 бабья пособница!
Не обойди мой дом!
Мое житье погляди:
справно ли, крепко ли?

Накрывала баба стол. Возьмет льна пук, порастрясет на столе, а после в холст «оденет»: постелет холстину на нетрепленую льнянину. Вот будто бы и ее жи­тье таково: еще не поотрепалось, лишь головки у стелища льняного пообиты. Так это и вовек: дети повыросли, кто уж и от матери отделился, своим домом жить приноровился. А у бабы одна скрытая боль, заветная: одинешенькой худо и в печи уголья поворашивать, не то что жить. Было поверье, что крепость льня­ных стеблей свяжет всех домочадцев, которые сядут за этот стол ужинать.
Посреди стола на постланную холстину ставила баба чугун со сваренной кар­тошкой. Хлеб ставила и соль. Принималась печь скутывать да ставила пироги. Пекли по деревне в этот день и капустники, и рыбники, и сладкие пироги с
малиной, запаренной в меду. Особых кушаний не готовили. Параскева - суро­вая святая, очень простая и неприемлющая ни каких драгоценных украшений, изысканных кушаний. Помимо картошки варили большухи пшенную кашу, па­рили репу. День почитался за постный, но, однако, праздничный.
И когда пироги-то из печи баба вынет, полотенцем укроет, чтобы смякли, не упустили дух печной, тогда-то и сымает баба чугун со стола. И глядит: что за черты остались на полотне?
Прежде всего - жизненный круг, что чернеет на холстине. Смотрела: не разомкнут ли он, тверда ли черта? После вглядывалась в изображения в круге: что сулит грядущее? И рисунок на холстине, оставленный покрытым копотью дном старого чугуна, являл странные картины, приметы далекого будущего.
 
ДЕВУШКИ
От своих бабушек девушки перенимали поверья и, памятуя о том, что Пара­скева-льняница сводит людей, девушки с почтением с крылечка поутру Льняни­це кланялись: «Матушка Параскева, пошли женишка поскорее!»
Со льном были связаны девичьи мысли о приданом. Девицы сундуки откры­вали, платья и полотно перебирали, задумывали новые наряды.   .
Есть такая поговорка: «Смотри молодца из бани, а девицу из трепальни!» мять и трепать лен - дело не сладкое. Пыль да кострица - и в слезах девица. Но и на кострицу надо было поработать. Когда лен девицы трепали, то есть обивали от кострицы, получая льняное, еще не очесанное волокно, то сухие кол­кие костринки летели в лицо, занозили руки, цеплялись за одежду.
Как скоро обтреплешь, так и гульба не заставит ждать.
По народному обычаю, всю кострицу сжигали сразу, в одну ночь. Иначе, мол, сорочий лен, сорочья пряжа вырастет на другое лето, не удастся лен-ленок. Ото всякой трепальни на льняное поле ходили, в пестерях костру выносили. Ярко горела костра в кострах!

Параскева-матymка, повели-ка,
 чтобы не обросла поле повилика,
 чтобы сорочий погремок
не спутал ленок!
Чтобы сорочья пряжа
с сорочьего хвоста
 ­крива и коса ­
отстала бы от кудели,
как костра!

Конечно, узнав цену льняным нитям, каждая девушка готовила себе приданое самым тщательным образом, чтобы не испортить ни кроем, ни шитьем, ни узо­ром. И самым дорогим было приданое, которое передавалось из поколения в по­коление. Так что, выбирая дeвyшкy, свахи, родители жениха смотрели прежде всего на родовое приданое,  доставшееся девушке от матери, от бабушки, рассказываю­щее о ее роде, о его устоях и отношению к красоте, к чистоте и опрятности. Неза­меченные на празднике, на льняных посиделках, на льняных смотринах сарафан, плат или рубаха вызывaли отчаянье у их хозяек и одновременно становились уро­ком для девушки: пока не поздно, надо немало потрудиться над нарядом.
Такии был праздник Льняницы, святой Параскевы Пятницы, для наших пра­бабушек. Мы можем призадуматься над ним и взять из него самое важное для своей жизни. Ведь, как уже сказано, лен - это растение далекого прошлого, далекого будущего, но, увы, почему-то не настоящего!
Записан

Спешите делать добро
Vlada
Сенсей
Глобальный модератор
Почетный написатель
*****

Репутация: +26/-3
Offline Offline

Возраст: 52
Расположение: Московская обл.
Сообщений: 13190


Татьяна, Московская обл


« Ответ #409 : 14 Октябрь, 2008, 12:40:04 »

28 октября-ЕФИМИЙ БЛАГОЧЕСТИВЫЙ

Ефимий холодом корни трав и деревьев с землей воедино смыкает, всякое на­секомое в жухлой траве укрывает. Ефимий - строгий отец, в сумерках проверит, чем его дочь занимается, не прядет ли кикимора вместо нее? Ведь коли девки сели прясть, так уж тут глаз да глаз нужен. Им-то не до стариковых предупрежде­ний! На уме нехитрые девичьи думки о женихах. А с Ефимия, говаривали старые бабки, начинала кикимора по ночам прясть. Девкиной судьбе завидовать.
Когда кикимора из-за печи выходила, скамейку засиживала, о веретено паль­цы замозоливала, на воробах пряжу спутывала, то девке за прялку нечего са­диться. После такой напасти не дождешься рубахи. Кикимора с Ефимия за столб печной не прячется. Она по ночам на прялочном копыле засиживается.
   Копылом на Севере называли донце, в которое пряхи вставляют гребень для кудели. Гребень обычно вырезали из кленового дерева. Гребнем чесали кудель.
   Когда кикимора принимается за работу, то она видимой становится. Волосы льняной куделью над головой развеваются, лицо голубыми цветками льна опле­тено. А по лицу - слезы бегут горючие.
Летом-то кикимора ходила по льняному полю, глядела на кипень голубую, лицо опускала в прохладу льняную. Вот и пристали к ее лицу голубые цветки. А когда кикимора слезами обливалась, все цветы с лица к краю смывались, на краю лица льняное цветение оставалось.
По ночам от прядения кикиморы - шум ото всех углов. Надобно с куделью углы дома обойти, приговаривая:
Шум-шумок!
Ты чего спохватился?
Аль с радости? Аль с печали?
 Коль на радости - стучи,
 коль на горе - молчи!
 Приходи вчера!
По народному поверью, кикимора незлобива.
Какова деревня, такова и трепка.
Каков девичий нрав, такова и кикимора.
Завистливую девицу узнавали по льну. Лен у нее удавался негладкий, нить ­неровная.
Лаской, милосердием Ефим выпроваживал кикимору обратно за печной столб или вовсе из дома. Туда, где ей постлано одеяльце клеверное, из золотой сон-­тpaвы платье приготовлено. Кикимора, если ее осенить крестным знамением, так и исчезает невидимо, как пришла.
Ефим грех на душу не возьмет, а по хорошему кикимору из дома выпрово­дит, уговорит ее в свои удела отправляться, Бога не гневить.
Записан

Спешите делать добро
ДЕРЕВЕНСКИЙ ФОРУМ ВЕСЕЛОЕ ПОДВОРЬЕ | ЗАГОРОДНЫЙ ДОМ
« Ответ #409 : 14 Октябрь, 2008, 12:40:04 »

 Записан
Vlada
Сенсей
Глобальный модератор
Почетный написатель
*****

Репутация: +26/-3
Offline Offline

Возраст: 52
Расположение: Московская обл.
Сообщений: 13190


Татьяна, Московская обл


« Ответ #410 : 14 Октябрь, 2008, 12:43:11 »

29 октября-ЛОНГИН-ВРАТНИК

Вратник - это страж, сторож, который неусыпно стоит у ворот и зорко на­блюдает за всеми, кто идет.
Святой Лонгин глазные болезни врачует. Ему Господь солнечный луч даро­вал, и если Лонгин в этот день лучом этим тронет подернутые пеленой очи, им снова белый свет открывается. Лонгин у Креста Господня стоит, он вратник, он страж, он Господу служит.
В этот день из сундуков, из пестерей большухи зимние одежды вытаскива­ют, торопятся на добрый утренний морозец их вынести. 29 октября отмечается солнечный свет, и, хотя он недолог, сегодня он особенно дорог. Скажет старая бабка: «Солнечная ресница вздрогнула, и пролился на землю солнечный луч, и его морозец прихватил, сам исцелился и русский народ исцелил».
В доме над качающимся в зыбке спеленутым младенцем звучала колыбель­ная - страж спокойного сна:
 Баю-баи, свят-свят!
 Отец с матерью хранят
 с Божьей помощью детей
 от болезней и скорбей,
от тяжелых болестей.
 От зари и до зари.
 Баю-баю, баю, спи!
Записан

Спешите делать добро
Vlada
Сенсей
Глобальный модератор
Почетный написатель
*****

Репутация: +26/-3
Offline Offline

Возраст: 52
Расположение: Московская обл.
Сообщений: 13190


Татьяна, Московская обл


« Ответ #411 : 14 Октябрь, 2008, 12:47:05 »

30 октября-ОСИЙ - КОЛЕСА СНИМАЕТ С ОСИ

На Осин расстается колесо с осью.
 Худое колесо пуше скрипит.
Отколесили. Пришел роздых лошадям. Колесная дорога, проезжая, накатан­ная, в грязи потонула. Осий - колеса снимает с оси, он - колесник, тележник, мастер ладить колеса.
Тяжелый осенний день. На хозяина дома взваливается работа, с которой без подмоги соседа не управиться: телеги в сараи, на повети втаскивали мужики. А старики выставляли во двор колеса от телеги, как бы вместо самого солнца, их труд - колеса вычистить, смазать их жиром и смолой.
Спицы колеса - те же лучи, что насылают на мать-сыру землю тепло. Сол­нечный круг вселял в наших предков веру, что все доброе на земле не иссякнет. Время придет, и солнце оживет, взойдет, и тогда нечистая сила, наводящая страх на людей, косящая скотину в хлеве, насылающая куриную слепоту на птиц, от­ступит. А пока вместо солнца - колесо.
В глубокой старине наши предки делали колеса и оси из дерева прочных пород. Колеса и оси в работе изнашивались. Колеса бывали глухие - круглые, сплошные, с выдолбленным для вставки оси отверстием посередине. А могли быть и косяковые - звенчатые, собранные из брусьев, плотно соединенных де­ревянными пальцами, без обода. Позднее, когда колесо давало трещину, кузнец его скреплял ободом.
Жизненный солнечный круг, как оберег, вырезали наши предки на причели­нах дома, на прялках и на деревянных колесах. Солнце катится - и внутри круга лучи-спицы вырезались изогнутыми. Солнце стоит - прямые лучи-спи­цы делят жизненный круг на равные доли. Всему - своя доля света, всему, что росло, тянулось к теплу, ждало и надеялось на светлую долю.
Колеса надевались на оси, крепились на них. Задняя ось была приделана к телеге наглухо. Передняя - сама вращалась на отвесной оси, благодаря ей те­лега могла поворачивать направо или налево.
Вези, лошадка, передние колеса, а задние и сами пойдут!
Передние колеса лошадь везет, а задние сами катятся.

Записан

Спешите делать добро
Vlada
Сенсей
Глобальный модератор
Почетный написатель
*****

Репутация: +26/-3
Offline Offline

Возраст: 52
Расположение: Московская обл.
Сообщений: 13190


Татьяна, Московская обл


« Ответ #412 : 14 Октябрь, 2008, 12:51:20 »

С 31 октября по 2 ноября-на 6 странице
Записан

Спешите делать добро
Vlada
Сенсей
Глобальный модератор
Почетный написатель
*****

Репутация: +26/-3
Offline Offline

Возраст: 52
Расположение: Московская обл.
Сообщений: 13190


Татьяна, Московская обл


« Ответ #413 : 14 Октябрь, 2008, 12:58:41 »

3 ноября-ПЕРВАЯ ПОРОША ­- НЕ ПУТЬ

От первого снега до санного пути шесть недель.
По осени ранний снег -к ранней весне.
 Первый прочный снег падает в ночи.
 Первая пороша - не санный путь.

Бездорожье деревню от деревни отдаляет. Не до гостеваний. Но старики ска­зывали: «Бездорожье хулить - по белу свету не ходить». Хоть и плохи дороги, выехать, бывает, позарез надо. В колдобинах путь, в налитых дождем ямах явно
предостерегает: «Не зевай, по сторонам не глазей». А дорога, слегка припоро­шенная снегом, под стать чужой душе - потемки.
Зазывали в этот день зиму замостить дорогу. И наказывали рожденному в этот день не кичиться, не рваться без родительского совета, без отеческого бла­гословения в дорогу или к разрешению дела. Удачи - с неба не падают, а муд­ростью наживаются. Про спесивого говаривали: «Сколько удальства - столько и дурости».
Записан

Спешите делать добро
Vlada
Сенсей
Глобальный модератор
Почетный написатель
*****

Репутация: +26/-3
Offline Offline

Возраст: 52
Расположение: Московская обл.
Сообщений: 13190


Татьяна, Московская обл


« Ответ #414 : 14 Октябрь, 2008, 13:10:10 »

4 ноября-КА3АНСКАЯ

о Казанской мороз не велик, да стоять не велит.
После Казанской дождь пойдет, все лунки нальет.
Что Казанская покажет, то и зима скажет.
 Ранняя зима, о Казанской на санях.
Кто на Казанскую женится, тот счастлив будет.
 На Казанскую добрые люди вдаль не ездят.
Казанскую называли зимотворной. «С позимной Казанской скачет морозко по ельничкам, по березничкам, сам в гости ходить не ленится», - сказывал батюшка ребятишкам своим. И бежали ребятишки глядеть, как Казанская кажет дорожку морозцам. То-то забава - хрусткие лужи всколебнуть, тронутую ледком воду в киселицу перемешать!
ЛИСТ-ЗЕРКАЛЬЦЕ
Когда девушка думала, что лицом не вышла, потому и не люба, старалась она на Казанскую раным-рано встать. Бежала она к рощице, искала лист, что на бере зе низехонько висел, в иней был обернут. И схож он был в это утро с серебряным ­зеркальцем. В такой лист если глянуть, то вся неказистость с лица спадет.
И правда, девушка, глянувшая в сотворенное природой зеркальце, бежала обратно к своей деревушке иной. Ведь вера - она спасает. А девушке верится сердцем, и уверовавшая, что она теперь красивая, она действительно становит­ся прекрасной. И теперь, когда эта поверившая в себя девушка встретит полю­бившегося ей молодца, то непременно ее уверенность в собственном совершен­стве передастся и ему. Вера через тьму пробивается.

Записан

Спешите делать добро
Vlada
Сенсей
Глобальный модератор
Почетный написатель
*****

Репутация: +26/-3
Offline Offline

Возраст: 52
Расположение: Московская обл.
Сообщений: 13190


Татьяна, Московская обл


« Ответ #415 : 14 Октябрь, 2008, 13:11:40 »

С 5 ноября по 22 ноября- на 7 странице
Записан

Спешите делать добро
Vlada
Сенсей
Глобальный модератор
Почетный написатель
*****

Репутация: +26/-3
Offline Offline

Возраст: 52
Расположение: Московская обл.
Сообщений: 13190


Татьяна, Московская обл


« Ответ #416 : 20 Ноябрь, 2008, 23:28:19 »

23 ноября- День Ераста.

с Ераста жди  ледяного наста.
Ераст - на все горазд: и на холод, и наголод, и на бездорожную метелицу.
Будет наст - и снег сплотится.

Что ни зорька, то настужает, морозит. Утром по краям плотов, что еще качаются на привязи у берега реки, образуется наслуд - намерзшая ледяная кора. И колодезный сруб в наслуде, и пригорок.
А по земле, прикрытой снегом, стелется настыль - ледяная корка. Снег ноябрьский часто тает, ледяной корой покрывается. Коли охотник по настыли в лес собрался, снега верного не дождался, да не один, а с собакой, то и сам измучится, и у собаки до крови настыль ноги изрежет. Тонкая ледяная кора - что острая коса. А вот наст - это снег слежавшийся, окрепший. Он охотнику путь укорачивает.
Коли на Ераста солнце светило да снег лежал обильный, наши предки радовались: легкая зима ожидается, жизнь будет горазда на удачи. А коли на Ераста было слякотно, ненастно, тяжело вздыхали, суровицей такую погоду называли.
На дворе и воет, и дождит, и метет, и морозом рвет. Большуха, сходя с крыльца, спрашивала:

Матушка зима, на что досадуешь,
 на что серчаешь?
Почто чудь белоглазую
по белу свету гоняешь,
 кормильца Ераста изводишь.
 Полно, матушка зима,
оправь злату кику,
высоко держи коровий рог,
 взойди на порог,
с мягким снегом!

Зима - она, как и большуха, была хранительницей всего добра. И, как в старину баба, зима носила головной убор - кику. И если погода была худой,
слякотной, большухи сетовали: не по размеру кика зиме, то ли мала, то ли велика!
 Зима злату кику сняла и никак не может другую по голове подобрать.
В день Ераста зима на пегую кобылку пересаживается. На белой-то она уже по слякоти, по киселице покрасовалась. Пришла пора ледостава. Бело стало. Вот зима пегую кобылку и выбирает, чтобы видели зиму в деревнях, как она с белыми снегами на пегой кобылке поспешает, прибирает поля и леса, реки и небеса. Укрывает озимые поля, муравьиные кучи. Сугробы все круче. Все теплее, все спокойнее становится матушке-земле.
Было в обычае этого дня старое, поношенное, в обиходе ненужное в чистоте и справности отдать донашивать нуждающимся. Будь то старый бедный человек или соседка с оравой ребятишек, которых и обуть, и одеть по зиме нелегко. Тем, кто нуждается, надобно сердечно по силе помочь: «Примите от нас, и с этим да по Божией милости - тепла да добра!»
Да и всем нам следует помнить: ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА. Доброе словечко в жемчуге.
Человек жалью живет.
Добро не лихо, ходит тихо.
Записан

Спешите делать добро
Vlada
Сенсей
Глобальный модератор
Почетный написатель
*****

Репутация: +26/-3
Offline Offline

Возраст: 52
Расположение: Московская обл.
Сообщений: 13190


Татьяна, Московская обл


« Ответ #417 : 20 Ноябрь, 2008, 23:35:28 »

24 ноября-Федор-Студит.

с Федора-студита зима сердита.
На Студита стужа, что ни день, то лютей да хуже.
 Федор-студит - землю студит.
Федор-студит без разбора студит.
Ветры при Федоре-студите голодными волками воют.
 Если на Федора тепло, то и зима тепла.
   День Феодора-студита выдавался суровым, зима брала круто, лютый северный ветер без разбора выстуживал избы и хлева.
   Говорили так: «Лучше Студиту под горячую руку не попадать!»
   Большухи знали: сегодня печь топи жарко, мужа корми посытнее, пойло скотинке
 готовь погорячее. Студит, он любит, чтоб все было добротно да слаженно, да по правде Божией сложено.
   В этот же день почитался блаженный Максим. На Древней Руси любили юродивых,
 ценили их глубочайшее смирение, внимали их прозорливым наставлениям.

Из Духовного стиха

Блаженный Максим
ходил по московским дворам.
В холод босым на паперти стоял,
народ наставлял:
«Хоть люта зима, да сладок рай!»
Время на Руси было тяжелое.
А он повторял:
«Не все по шерсти, ино и напротив»,
«За дело побьют - повинись,
да пониже поклонись»
да «Плачь, битый, плачь, небитый;
 оттерпимся, и мы люди будем!»
 «Исподволь и сырые дрова разгораются!».
Иго татарское, засухи и недород,
и моровая язва косили русский народ.
 А он учил терпению и старого, и малого,
 да на Бога опираться:
«За терпение - даст Бог спасение».
Но не только подавал утешение блаженный Максим,
он богатым бросал обличение:
 «Божница домашняя,
а совесть продажная»,
«Всяк крестится,
да не всяк молится».
И порой князь вослед слышал:
«Бог всякую неправду сыщет.
Ни Он тебя, ни ты Его не обманешь!»
Был погребен блаженный Максим
 у церкви святых Бориса и Глеба.
 С тех пор его поминал народ,
 приносили на его могилку
кто кутьи, кто хлеба.
у него просили заступления обиженные –
 и он заступался,
 кто не мог правду сыскать
 Максиму доверялся.
И он страждущих привечал,
с верой  и с легкой душой
К жизни поднимал.
Записан

Спешите делать добро
Vlada
Сенсей
Глобальный модератор
Почетный написатель
*****

Репутация: +26/-3
Offline Offline

Возраст: 52
Расположение: Московская обл.
Сообщений: 13190


Татьяна, Московская обл


« Ответ #418 : 20 Ноябрь, 2008, 23:38:41 »

25 ноября-Иван Милостивый.

Если на Ивана - снега, зима до Введения с места не сдвинется.
 Коли на Ивана - дождь, то до Введения будет тож.
В этот день Русь молилась Иоанну Милостивому о снискании Пречистой Горсти - милости Господней.
Наши предки верили, что если умолить Иоанна Милостивого, то он разрешит беды. Мол, лишь ему по Промыслу Божиему дано держать в руках икону Пресвятой Богородицы, икону, которая известна как Милостивая, видеть ее изображение полностью. Потому что икона эта закрыта пеленою наполовину от верхнего левого угла до нижнего правого. Даже иноверцы прибегают к помощи этой иконы, и ее чудодейственная сила не иссякает.
Особая милость дана от Бога Иоанну Милостивому - быть зaщитником детей. Заcтyпник сильный, защитник сирых и слабых, Иоанн Милостивый, по народным поверьям, сам трудился на вдовьем дворе, рубил дрова, выносил навоз из хлева.
Наши предки повторяли: «Богат Бог милостью».
Красна милость - в Божuей правде.
Милость - подпора правосудию.
Придя к заутрене в храм, старались всех просящих оделить милостыней.
Помнили свято:
Милостыня перед Богом оправдает.
Где нищий не бывал, там по две милостыни подают.

Записан

Спешите делать добро
Vlada
Сенсей
Глобальный модератор
Почетный написатель
*****

Репутация: +26/-3
Offline Offline

Возраст: 52
Расположение: Московская обл.
Сообщений: 13190


Татьяна, Московская обл


« Ответ #419 : 20 Ноябрь, 2008, 23:41:32 »

26 ноября- Зябь озябает.

Холодная зима и снежная - благодать на хлеба.
 Если стелется пар над полем – к морозу.
 Созывает зима свою свиту: вьюги и метели. Велит холодам оттепели унять. Гонит от изб зима ворон. Ишь, раскаркались, к отгепели. Но русская зима не злодейка, она - припасиха, и думы ее - большухины: надобно озимые хлеба сохранить, чтобы не вымерзли. И если ледяная корка наперед снега поля заковала, зима эту корку сдирает.
Да, больно хлебам.
Чтоб спасти урожай,-
 озимое, прости!-
 подеру да прикрою,
Записан

Спешите делать добро
Vlada
Сенсей
Глобальный модератор
Почетный написатель
*****

Репутация: +26/-3
Offline Offline

Возраст: 52
Расположение: Московская обл.
Сообщений: 13190


Татьяна, Московская обл


« Ответ #420 : 20 Ноябрь, 2008, 23:45:43 »

27 ноября- Филипповка.

Иней в этот день предвещает большой урожай на овес.
 На Филипповки дорога пeрвопутком.
Филипп к веткам морозью прилип.
С этого дня свадьбам конец. День строгий. Русский народ готовит себя к Рождественскому посту. Пост приводит ко вратам рая, а милостыня отверзает их.

Из Духовного стиха

Апостол Филипп и с ним
апостол Варфоломей
во град Иераполь
пришли со Священным Писанием.
 Тогда в языческий храм ехидны,
 где жили ужасные гады,
жрецы загоняли народ,
повелевая змеям молиться.
И многие люди с ужасом
смерть принимали от гадов.
Тогда от укуса ехидны
умирала жена Анфипата,
 правителя этого града.
И Филипп воскресил несчастную
 и всех пораженных ядом.
 Филипп умертвил ехидну
силой молитвы.
В ярости Анфипат,
 об этом узнав,
 приказал распять на кресте
святого Филиппа
и апостола Варфоломея.
И когда перед храмом ехидны
 ко Христу обращенных распяли,
 страшное землетрясение
всех, кто пришел на судилище,
 скрыло с лица земли.
Записан

Спешите делать добро
Vlada
Сенсей
Глобальный модератор
Почетный написатель
*****

Репутация: +26/-3
Offline Offline

Возраст: 52
Расположение: Московская обл.
Сообщений: 13190


Татьяна, Московская обл


« Ответ #421 : 21 Ноябрь, 2008, 23:52:05 »

С 28 ноября продолжение на 8 стр.
Записан

Спешите делать добро
ДЕРЕВЕНСКИЙ ФОРУМ ВЕСЕЛОЕ ПОДВОРЬЕ | ЗАГОРОДНЫЙ ДОМ
   

 Записан
Страниц: 1 ... 15 16 [17]   Вверх
 
 
Перейти в:  

Шкворчалка!

Последние 15 Adv-Shouts:

Камуфляж
18 Июнь, 2015, 11:12:31
Кто ж берёт такие дорогие справки. У нас 1200 рублей. Молоко сам привозишь.
Svetik
17 Июнь, 2015, 18:22:30
Кто брал справку на продажу молока в этом году? Вет выезжает на дойку?
Камуфляж
17 Июнь, 2015, 13:53:54
Медовик сказал, что мёд акации не держитс! А в конце июня какой мёд?
Камуфляж
17 Июнь, 2015, 10:56:50
Это те бредни, в которые попадаются наши люди.
Никуша
17 Июнь, 2015, 10:09:35
Бредни, это то чем рыбу ловят?
Анатолий 1953
17 Июнь, 2015, 00:50:32
Желательно про бредни  в теме , а не на заборе
Камуфляж
16 Июнь, 2015, 20:14:28
Веришь во бредни и дешевые страшилки?
Svetik
16 Июнь, 2015, 19:45:14
Ни богатых, ни бедных..
Анатолий 1953
16 Июнь, 2015, 18:27:21
Владимир , не хочу быть страусом !
Камуфляж
16 Июнь, 2015, 17:49:42
Выпей самогона и будет теплее.)
Нюта
16 Июнь, 2015, 17:44:42
Вот так и насобираю тепла может быть..
Камуфляж
16 Июнь, 2015, 17:38:19
Анатолий! Только ты и мечтаешь о войне! Жить надоело?)))
Селянка
16 Июнь, 2015, 17:37:18
Анюта посылочку высылаю , лови и от меня минимум 10 )))
Камуфляж
16 Июнь, 2015, 17:16:00
А мне температура по-барабану. Главное, чтобы в теплице было тепло))).
Нюта
16 Июнь, 2015, 17:09:16
Ловлю...Хорошо же вам...у нас и на завтра всего +16

Профиль

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

19 Июнь, 2015, 08:34:22

Войти

Новости партнеров



Кто на сайте:

Пользователей
  • Всего пользователей: 25987
  • Последний: tayga
Статистика
  • Всего сообщений: 1506566
  • Всего тем: 6793
  • Сегодня онлайн: 171
  • Максимум онлайн: 1087
  • (24 Февраль, 2015, 19:10:10 )
Пользователи Online

Собаки для загородного дома

Тибетский мастиф

О чем пишут:

Re:OSSO Fashion - лучшие товары для животных, дрессировки, спорта
Re:ПетСовет - интернет-зоомагазин, доставка заказов по всей России
Re:ТИБЕТСКИЙ МАСТИФ- щенки!
Re:ПетСовет - интернет-зоомагазин, доставка заказов по всей России
Re:ПетСовет - интернет-зоомагазин, доставка заказов по всей России

Календарь праздников

праздники сегодня