13 Июнь, 2015, 12:41:56
  Форум Помощь Календарь Войти Регистрация  

Страниц: 1 ... 14 15 [16] 17   Вниз
 
Автор Тема: Древняя русь (народный календарь)  (Прочитано 10140 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Vlada
Сенсей
Глобальный модератор
Почетный написатель
*****

Репутация: +26/-3
Offline Offline

Возраст: 52
Расположение: Московская обл.
Сообщений: 13189


Татьяна, Московская обл


« Ответ #375 : 27 Август, 2008, 14:27:15 »

26 августа-Максим-Господь с ним.

   Святая Церковь вспоминает в этот день преподобного Максима Исповедальника, прославившегося своими трудами во имя Господа, на благо верующим.
Сознание русского человека не раз обращалось к наставлениям преподобного, в которых особо отмечались все ухищрения, коими демоны берут власть над душой человека.
Кто же они - демоны? Что их держит возле человека? Демоны - это злые ангелы-клеветники, злые ангелы-обольстители, которые внушают людям лож¬ные мысли, злые желания, понуждают людей к злу и ненависти, братоубийству и предательству истины.
Максим Исповедальник предупреждал, что демоны ищут душу, которой недостает добродетели, научают ее блуду и пьянству, сребролюбию и зависти, но и душу добродетельную они умело ловят в сети самомнения, тщеславия и гордости.
Что же может обессилить демонов? Они изнемогают, когда человек не отступает от заповедей Господних, которые гасят в душе страсти; погибают, когда душа очищается от страстей, и совершенно сторонятся души, когда больше не находят того, чем держались в ней и чем воевали против нее.
Родившийся в этот день - по домашним работам старатель.
Записан

Спешите делать добро
ДЕРЕВЕНСКИЙ ФОРУМ ВЕСЕЛОЕ ПОДВОРЬЕ | ЗАГОРОДНЫЙ ДОМ
« Ответ #375 : 27 Август, 2008, 14:27:15 »

 Записан
Vlada
Сенсей
Глобальный модератор
Почетный написатель
*****

Репутация: +26/-3
Offline Offline

Возраст: 52
Расположение: Московская обл.
Сообщений: 13189


Татьяна, Московская обл


« Ответ #376 : 27 Август, 2008, 14:31:31 »

27 августа-смотрите на 5 странице календаря.

28августа-Дожинки,спожинки,госпожинки.
 УспениеПресвятой Богородицы.

Пречистая Матерь засевает, а Покров покрывает.
С Успенья cолнцe засыпает.
На Успенье пахать лишнюю копну нажать.
На Успенье огурцы солят, а на Сергия (8 октября) капусту рубят.
Озимь сей за три дня до Успенья и три дня после Успенья.   

Успение Пресвятой Богородицы.
 В этот день Господь Иисус Христос, в не¬бесной славе, окруженный множеством ангелов, архангелов и других небесных сил, принял душу Своей Пречистой Матери, и на виду апостолов вознес Ее на небо. На это время верхняя часть дома, где почила Пресвятая Богородица, как бы растворилась в лучах необъятного света.
Часто в церковных песнопениях, в акафистах, Мать Пресвятая Богородица называется Госпожою, оттого сам день Ее Успения в русском народе получил название Госпожинок или Спожинок.
К этому дню окончена жатва хлебов, а это в глубокой старине означало, что пришел день Макоши - матери урожая, держащей все лето хлеба в сохранности и наполнившей закрома зерном, овины - свежей соломой.
   Ребятишки собирали в поле колоски, радовались и всегда гордились своим вкладом в семейную житницу.Что ни колосок - то хлеба кусок.
У бабонек были свои обряды. Например, заламывание ниве «бороды»: оставленные несжатыми стебли ржи или пшеницы обвязывали лентами, пригибали к земле, прикапывали колоски, при этом говорили: «Волосу на бородку».
В иных местах также «завивали бороду» Илье, хотя и обряд завивания бороды на ниве мог быть другим. Маленький клочок нивы, такой, чтобы колосья уместили в ладонь, хозяйка оставляла несжатой, и кругом его она укладывала сжатые так, как кладут бревна, строя избу, венец за венцом. Причем соблюдался строгий порядок: колос одного стебля клали поверх комля другого. Оставшийся в середине несжатый пучок колосьев хозяйка, творящая обряд, загибала вниз и нахлобучивала ему клобучок. Когда она плела эту бороду, остальные жнеи, участницы обряда, молчали. Окончив, она кланялась бороде в землю и говорила:
Вот тебе, Илья, борода!
Расти ,овес,впрок
корми доброго коня.
Потом она поднимала голову и говорила, как бы соизмеряя высоту овса с собой: «Вот такой высокий расти, овес, впрок!» Затем она подходила к бабке, сложенной из снопов, вынимала из-под нее один из них, клала на голову и шла в избу, а за ней шли все спожинщицы. Там сноп встречала старуха, крестила, принимала и относила под иконы.
В иных деревнях именинный сноп оставался под иконами в красном углу всю зиму. В других этот сноп относили на поветь, и он лежал там до Покрова. Когда скот уже затворяли в хлевах и ставили на корм, тогда этот сноп делили между скотиной. И этим начиналась зимняя кормежка скотины в хлевах.
   Спожинки справлялись в каждом доме. Приглашали гостей. Те с большими почестями приносили в дом сноп, кланялись хозяину, славили его.
Особенно старались приглашенные в день Спожинок на угощение почествовать хозяйское зерно:
Кто зернышко съест:
если девушка - замуж идти,
если парень - жениться,
если молодая - дитя родить,
если корова - телушку принести,
если овечка - двойничков подарить!
Хозяин приглашал гостей за стол, все молились и угощались саламатой и вином. Саламата - это каша-завариха - жидкая болтушка, мучной кисель, варенная из всякой муки. Ее едят с солью и коровьим маслом.
В обычае было кататься на Спожинки по сжатой ниве, испрашивая себе силы. При этом бабоньки голосили:
Жнивка, жнивка!
Отдай мою силу,
на пост, на колотило,
на кривое веретено,
на житье-бытье!
Колючая стерня пригибалась под телом, и на ниве, как полукруг едва золотистого осеннего солнца, обозначалась кривая дорожка.

Записан

Спешите делать добро
Vlada
Сенсей
Глобальный модератор
Почетный написатель
*****

Репутация: +26/-3
Offline Offline

Возраст: 52
Расположение: Московская обл.
Сообщений: 13189


Татьяна, Московская обл


« Ответ #377 : 27 Август, 2008, 14:39:12 »

29 августа-по 2 сентября смотрите на 5 странице календаря.

2 сентября- Свекольница.

Кроты с осени в свои норки натаскивают много жнивья и соломы- к холодной зиме.
Если норы у кротов выходят на север, зима будет теплая.
Полевые мыши перебираются ближе к деревне- к холодной зиме.
Наступает поора дергать свеклу и морковь, копать картошку. Свекольница-девкам невольница. Не мудреное это дело-за ботву овощь тянуть, своему же огороду кланяться. Но коли солнце пригреет, то девонька о гулянье радеет. Осень-пора любви. И хоть разорвись, а земле поклонись, да народившиеся плоды-овощи прибери до ненастья, и сумей ото дня хоть часок выкроить, с милым свидеться.
Старая бабка тут как тут:"хочешь румяное личико да красоту не потерять, надо Свекольнице поноровиться". Остерегает словами девоньку.
Подержись за молотило,
подержись за мотовило,
а дуда сама придет.
Когда девоньки в старопрежние времена на гулянья ходили, они свеколкой щеки натирали, румянец наводили, чтобы от усталости и следа не осталось!
Записан

Спешите делать добро
Vlada
Сенсей
Глобальный модератор
Почетный написатель
*****

Репутация: +26/-3
Offline Offline

Возраст: 52
Расположение: Московская обл.
Сообщений: 13189


Татьяна, Московская обл


« Ответ #378 : 27 Август, 2008, 14:40:02 »

С 3 по 13 сентября смотрите на 5 странице календаря.
Записан

Спешите делать добро
Vlada
Сенсей
Глобальный модератор
Почетный написатель
*****

Репутация: +26/-3
Offline Offline

Возраст: 52
Расположение: Московская обл.
Сообщений: 13189


Татьяна, Московская обл


« Ответ #379 : 12 Сентябрь, 2008, 13:20:36 »

14 сентября-Летопроводец. Семенов день.

Коли много тенетника на осенины тянется - бабье лето протянется.
Старое бабье лето пришло, красоту с небес свело.
На Семенов день до обеда паши, а после обеда пахаря вальком погоняй.
Божьи коровки в кучу собрались - осень наступает.
14 сентября хозяйки обзаводились живым новым огнем, затапливали печи, к этому дню и новые печи клали, в этот же день справляли начало старого бабьего лета - осенины. Бабье лето отмечалось молодое - с 28 августа до 14 сентября и старое - с 14 сентября по 21 сентября.
   По осеннему тенетнику, паутине, примечали: долго ли погожее времечко постоит, каким выдастся бабье лето?
   Бабье лето ненастно - осень сухая.
   Если на бабье лето луна, что тенетником подернута, мутна, то осень выдастся протяжной, долгой.
Коли много тенетника на осенины тянется, то ко всякой бабе любовь явится. Тенетник в осенины, паутина, летающая или едва колеблющаяся меж кустов и у заборов - предвестник погожих дней, связующяя нить свиданий.
Раскрасило бабье лето своими очаровывающими красками округу, на сердце покой, и в душе чудесно утверждается вера в счастье. И этой верой озарены все бабоньки.
И ждут, надеются, хотя и сказано стариками, что счастье - вольная пташка, где захотело, там и село.
Осенью и у воробья - пиво, и у вороны - копна, а у бабоньки душа Божиего света полна.
Первый день старого бабьего лета - Семенов. На Семенов день справляли в деревнях новоселья. Когда дом был готов, когда все в нем было убрано и даже расставлено, как полагается: принесены лавки, столы, перенесены в бабий кут все горшки и  миски, поставлены в сенях лохани с водой, а для новорожденного подвешена к матице зыбка – полагалось исполнить обычай старины.
За сутки до переезда на новое житье впускали в дом петyха и кошку. Они домовничали и выпроваживали из дома всякую нечисть. Утром в день новоселья выгребала большуха все уголья, весь жар из печи старого дома в два чугуна: в один, маленький, и в другой -большой. Маленький чугунок предназначался для домового.
Большой же старики с почестями и благословением должны были перенести в новый дом.
   Ставила большуха маленький чугунок с угольями в старом доме на стол и говорила: «Батюшка домовой, милости просим с нами на новое житье пойти, на новое место, к новой хлеб-соли!»
После чего брала чугунок и шла в новый дом. Там она ходила по углам и трясла чуryн, брякала крышкой, выпуская домового и давая ему право облюбовать себе угол.
 Затем старики вносили в новый дом большой чугун с yглями, заносили его в бабий кут, ставили на шесток. Невестки клали на стол хлеб-соль. А большуха вытрясала на под уголья, подкладывала бе- резовых дров так, чтобы поленья ложились крест-накрест. Затем  хозяин вносил, домашние иконы, обходил с ними дом изнутри и выходил на крыльцo.  Все домочадцы и гости тем временем стояли у порога дома и ждали прихода батюшки из церкви.
С поклоном встречали батюшку, и он принимался читать молитвы на освящение дома, заходил внутрь, кропил все углы, потом кропил домочадцев, желал Божией помощи на новом месте, просил хозяина идти следом, и хозяин ставил домашние иконы на уже готовый киот. Все молились, стоя уже в новом доме, просили у батюшки благословения. Большуха уставляла новый стол яствами, приглашая всех гостей откушать с добром «на жилое в новом дому».
Новоселье не проходило без даров. Если это была молодая семья, то сваты и кумовья разделялись и решали: кто чем может поддержать молодых. Обычно сама большуха одаривала невестку коровой. Невестка же встречала кормилицу-буренку с куском хлеба, посыпанного солью, ласково принимала из рук свекрови повод и вела корову в новый хлев. Отец одаривал сына конем, кум с кумой приносили мыло и полотенца, сваты одаривали домашней птицей: гусями, утками, курами. Все родственники были на новоселье почетными, званными гостями.
   На Летопроводца у девушек новые забавы и игры- мушиные проводы. Бегают девки мух хоронить.
Разоряют землю, заворачивают мух в жухлый лист и, засыпая землей, поют-причитают. Конечно, без,  женихов не обойтись, Те своих мух тащат. Поднимается шум-веселье, зачинаются пригляды: девушки приглядывают женихов, парни - невест. Тут же решали молодым миром, когда начинать засидки, посиделки, в каком дому прежде примут, сколько и чем надо будет заплатить хозяевам за встречу.   ,   00
С Летопроводца до Гурия (28 ноября) в старину отводилось время свадебным неделям. Новые семьи, образованные в этот период, по народному поверью, считались самыми,счастливыми, самыми крепкими.
   С 14 сентября уже ходили к полудню на болото по ягоду клюкву. По старому обычаю перед молодыми ставили рядом с чашкой меда чашку клюквы, чтобы они  могли покислиться и посластиться, в знак того, что и жизнь неодинакова.
Не вкусив горького, не узнаешь и сладкого.
   Ставшая невестой девушка должна была выплакаться. Ведь в скором времени на ее плечи ляжет хозяйство. И самое главное, - она должна была зачать, понести, продолжить род, и свой и мужнин, а значит, отстать от прежней беззаботной жизни в родительском доме, расстаться с подругами, девичьими привычками.

ОГОНЬ
   На осенины был старинный обряд - обзаводиться новым огнем. Старики собирались в овине или на чьем-то двope и начинали долгое действо - высека¬ли из камня или вытирали из сухого дерева огонь. Терпеливо ждали заветной живой искры, воспламенения.
От этой искры зажигали первую лучину, от нее - лучины от каждого дома, приготовленные загодя. Огонь по домам разносили в горшках, чтобы он не угас, оставляли крышку чуть приоткрытой, подкладывали в горшок   
Сухие ветки, угли.

ГОРЫНЫЧ.
Всему на земле даны свои названия. От имени человеку и славы прибывает. И едва человек появляется, как именем нарекается.
В совсем давние времена был да жил богатырь по имени Горыныч. Качал богатырь Горыныч гору, пламя раздувал, огонь от нечисти охранял. Когда наступала осень и солнце угасало, открывал Горыныч гору и приходили к заповедному месту люди за новым огнем.      
А нечисть лютовала, свою силу собирала, все хотела огонь загасить: не будет огня - переведется и род человеческий.
Вот однажды подступила нечисть к горе, в сердце которой огонь хранился. Размахнулся было Горыныч своим мечом, хотел порушить полчище бесовское, да тут налетел на него огромный ворон, уцепил когтями меч, понес его над морями-окиянами, да там и сбросил. Заметался Горыныч. Каково ему без меча против несметной черноты стоять!
А нечистая сила у огня скопилась, ветры чахлые, дожди худосочные, и воздухи тлетворные впереди себя пустила. Огонь-то вовсе махоньким стал. Кинулся Горыныч к огню да, чтоб спасти его, заглотнул огонь в себя. Тогда-то и оставила нечистая сила заклятье на Горыныче: обернула его голову в змеиную, огне¬дышащую. Чтобы всякому человеку мерзко и тошно на него было глядеть. А гору разметала по всему белому свету. С той поры пришла на землю злая зима. Все стало вымирать и вымерзать.
Пришлось Горынычу уйти подальше от глаз людских. Слоняется Горыныч по рубежам русской земли. Видит, везет на чуночках едва живая молодая ба¬бонька дитя, завернутое в волчий мех. Кинулся Горыныч - змеиная голова к ней, дитя своим дыханием отогреть. Бабонька испугалась, а куда деться. Назад бежать - лед да снега вокруг. Покорилась Горынычу. Тот взял ее дитя да к пас¬ти поднес. Подняла было бабонка вой, а после отстала. Видит, дышит на ее дитя чудище ласково, отогревает, а пасть его - что костер.
Долго ли, коротко ли, привыкла бабонька к чудищу огнедышащему о двух ногах человеческих. Горыней стала назывaть, а не Горынычем. А тот с ее дитятей водился, забавлял и согревал, уму-разуму учил. Так они и жили. От дыхания Горыни стала понемногу земля отходить, пядь за пядью отогреваться. Птицы, что ледяными комками казались, оттаивали да вспархивали.
Но наконец пришло время, и сквозь тьму солнце пробилось. Глянуло солнце на Горыню, и спала с него голова змеиная. Бабонька счастья не чует, любовь-то уж давно в ее душе к Горыне горит. Горыня и сам по любви ее в жены взял, а дитя ее в сыны себе. Скоро и у них дети народились.
А люди? Люди научились высекать огонь из каменьев той горы, которую когда-то богатыри охраняли. Стали люди сами тщательно беречь свой семейный очаг.

Записан

Спешите делать добро
Vlada
Сенсей
Глобальный модератор
Почетный написатель
*****

Репутация: +26/-3
Offline Offline

Возраст: 52
Расположение: Московская обл.
Сообщений: 13189


Татьяна, Московская обл


« Ответ #380 : 12 Сентябрь, 2008, 13:21:55 »

15 сентября- Мамонтий-род козий.

В этот день убирают двор да помещения, где овцы и козы стоят. Хлевы мхом утыкают, травой-вереском одымляют. А коз и овец выгоняют днем на поскотину. Покровителъ коз и овец Мамонтий трубит в пастуший рог, заповедует осенней влаге наполнить следы-копытца живительной силой. Мамонтий собирает вокруг себя стадо, пасет его последний раз в году и отпускает во дворы, в хозяйские хлева, в сараи:
Ты освети, звезда ясная,
негасимым огнем
белоярых овец у раба Божиегo ... (тут имя)!
 Как по поднебесью
звездам нет числа,
так и у раба Божиего ...  (тут имя)
уродилось бы овец более того!
Рождениому в этот день с утра подают козье молоко и кусок ржаного хлеба. Он слывет хорошим пастухом. Ему почет в каждом хозяйстве. Все держатели скотины благодарят его, желают здоровья, ногам- сноровки, легкости да что бы пастушьи дудки не дремали, коз и овец на луга созывали, рыскучего зверя отпугивали.
Записан

Спешите делать добро
Vlada
Сенсей
Глобальный модератор
Почетный написатель
*****

Репутация: +26/-3
Offline Offline

Возраст: 52
Расположение: Московская обл.
Сообщений: 13189


Татьяна, Московская обл


« Ответ #381 : 12 Сентябрь, 2008, 13:22:55 »

16 сентября-Домна-добрыдни.

Час в добре побудешь, все горе забудешь.
Кто добро творит, тому Бог отплатит.
Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.
ДОбрыдни - так называлось имущество, все женские пожитки, а также добрые дни, красное, благополучное житье, достаток, довольство.
Домна всякую рухлядь в доме прибирает. Что еще можно использовать - в реке вымывает, а что уже не впрок стало - Домна на гряде вместе с картофельной ботвой сжигает. Она-то не оставит лопаты да грабли неприбранными, обутку и одежку - грязной.
Не терпит Домна ни худой молвы, ни ссор да сыр-бора меж бабами, ни ругани меж мужиками. Если что подобное где-либо случается, приходит Домна, и все успокаиваются.
Она налаживает жизнь красно, в обилии. Ее дом добром держится. Домна она и на людях, и дома мягкосердна. Старики говорят, что это ее трудами и сентябрь полон добрых дней.
Рожденной в этот день заповедано и в доме, и в мире порядок наводить.
Записан

Спешите делать добро
Vlada
Сенсей
Глобальный модератор
Почетный написатель
*****

Репутация: +26/-3
Offline Offline

Возраст: 52
Расположение: Московская обл.
Сообщений: 13189


Татьяна, Московская обл


« Ответ #382 : 12 Сентябрь, 2008, 13:24:22 »

17 сентября - Поздние вилы.

Тут мужское дело приспевает: стога обойти, вилами на сеновале потыкать. Этот день - праздник вил. Мужики его по-своему справляют.
Бывает, чувствуется неладное что-то в овине, стонет будто кто. И покажется, будто комок какой-то откатился от вил да оком курячьим глянул. Так вот, чтобы залезшая в сено трясуха или гнетуха скотине после вреда не учинили, в этот день мужики вилами орудуют. Впрок дело это. А тот, кто в осенней поре дом рубит, то вилами мох поворошить поспешает.
Снуют туда-сюда вилы. Острия их сверкают яро, нечисть выпроваживают. А косы да грабли в это время на поветях почивают.

НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА
Все жарче в овинах, сушатся снопы, вилы работают без устали, как бы напоминают: «Сена коли не хватит, так и солома будет съедома».
   Над разведенным в овине огнем скажет старая бабка: «Огню не верь, от него
одна только Матушка Неопалимая Купина невредима».
Матушка Неопалимая Купина - распорядительница огненной стихии, охранительница от пожаров и молний. «Чистая, не опали!» - с ЭТОЙ молитвой, дepжа чудесную икону, ходят большухи возле овинов.
Неопалимая Купина - это икона, на которой Пресвятая Дева изображена в середине горящего куста в ознаменование того, что Она, родив, сохранила девство и осталась неопалимою от огня Господа.
Называют икону Неопалимая Купина еще и Громницей. В одном из древних Соловецких сборников рассказывается, что за то, что люди перестали свято встречать Господние праздники, за непослушание однажды явилась сама Богородица некой жене и пригрозила: «Испущу молние огненное с небес, и лед, и мороз
лютый спущу на страдное время, на  скот и на хлеб ваш и на все живущее, и по всея годы хлеба не будет, и камение горящее с неба спадет, и будeт молние огненное, и хлеб и трава озябнут, и скоты ваши голодом погибнут».
   В Софийском соборе в Киеве на дощечке при иконе Неопалимая Купина так 
описаны обстоятельства ее чудесного явления:

Сия икона Кресто-Богородична,
 яко неопалимая Моисеева Купина,
 на месте купин полном,
бысть в Паинском повете
в Купятичах найдена,
в огнезрачном свете.
Записан

Спешите делать добро
Vlada
Сенсей
Глобальный модератор
Почетный написатель
*****

Репутация: +26/-3
Offline Offline

Возраст: 52
Расположение: Московская обл.
Сообщений: 13189


Татьяна, Московская обл


« Ответ #383 : 12 Сентябрь, 2008, 13:26:30 »

18 сентября-Гнали из деревни кумоху.

Кумоха - это нечистая сила. Про нее говорят, что кумоха, мол, спину бабам гнет, мочи ногам не дает, на руки корявость насылает. Все болезни от нее. Кумоха по деревне ходит да беды за собой водит.
Из некази болотной ее одежа, приходит она с охапкой подбела, травы-бесплодницы. На ногах - отопочки лягушачьи. А то присядет кумоха на пороге избы или на завалинке. Около да возле все оглянет. А глаза огромные, по цвету, что мокрец-трава, сизо-земляные. А ведь мокрец-трава сухо не живет, слизью жабьей слывет.
Свои отрепочки кумоха порасправит. Ждет, кто кусок хлеба подаст, кто водицы. Сердобольные принимают ее за странницу. А она, кумоха, рукастая, в ковше-то намутит, да и выльет муть у порога, а там, глядишь, скоро топь да грязь расползутся.
Если, мол, лихорадку кумоха на человека нагонит, так того крутить да трясти станет без остановки. То холод, то жар начнут его бессилить. Тогда-то и спознает человек, что значит сентябрь-рюень, то есть ревун, сам заревет на всю округу.
Еще кумоха любит в чужое платье рядиться и в зеркало глядеться, а уж более того - в гладь речную. К этому времени холодная рябь пробегает от берега до берега. Время-то осеннее, зябкое. Но коль баба соберется полоскать на речку, то кумоха от нее не отстанет, а значит, и бабью силу переймет. До речки с бабой дойдет, на плот ступит. Та пока обихаживается: подол ли подоткнет, платок ли перевяжет, а сама ненароком в речную воду глядит: «Все ли справно?» Тут Кумоха ее отражение и согнет. Баба белье-то выполощет, а как разогнуться, так, будто напасть какая, силы нет. Кое-как с реки доберется до своего крыльца. Хорошо, если старая бабка смекнет: «Без кумохи не обошлось!»
Потому баньку в деревне часто ввечеру 18 сентября топят. Березовым веничком хлещут по согнутым спинам. Да и деток все одно вымоют. Худа от того нет никакого, а пользы - после время покажет.
Ребятишки бегаютпорой до Крепких холодов без обутки. Все будто нипочем, ни сырость осенняя, ни роса ржавая.
А самые древние старухи знали, что от кумохи дом оберечь поутру 18 ceнтября надобно словцом верным:.
Петров батог на тебя держу,
огненный шум!
Уж как в твоих следочках-то
 огонь займется,
то серой неясытью
тебе не уйти, кумоха, за лощину,
 не обернуться кочкой,
не скрыться в болотную трясину!
 Ступай восвояси,
со мной сила крестная
да Матушка Неопалимая Купина!
Старики сказывали, что иногда осенние заботы так поторапливали, что забывали деревенские люди о преданьях старины и о древних сказах про кумоху, потому-то и наживали с подступающими осенними ненастьями напасти.
А если в деревне своей бабки не было, из соседней деревни можно было не звать. Родившийся в этот день с кумохой не хуже управится.
Записан

Спешите делать добро
Vlada
Сенсей
Глобальный модератор
Почетный написатель
*****

Репутация: +26/-3
Offline Offline

Возраст: 52
Расположение: Московская обл.
Сообщений: 13189


Татьяна, Московская обл


« Ответ #384 : 12 Сентябрь, 2008, 13:28:04 »

 19 сентября - Михайловские утренники.

Архангел Михаил заморозком землю прихватил.
Если на Михаила грязь и мокрота так велика, что лошадиное копыто заливается водой, то выпавший снег сразу установит путь.
Старики рассуждали, что может быть великой сила у рожденного в этот день, ежели он не потеряет в жизни праведного пути. Ему предназначено сокрушать вражеские напасти, стоять на страже миропорядка и веры, и ему ангел-хранитель помогает в этом.
Настает пора, когда бесовские полчища сговариваются нанести удар по всему живому. Но грядет первый русский морозец и сражается воинство архангела Михаила в первых рядах с нечистью. И потому так чисто и вольно бывает в эти дни на русских просторах.
Об архангеле Михаиле наши предки говорили не только как об ангеле смерти, что приходит первым за душой умершего и приводит ее в горний Иерусалим. Архангел Михаил   предводитель небесных сил, борец за доброе начало. Но он борец  карающий, он ангел грозный. Нечестивых он карает: убивает, сечет прутьями, уносит со смерчем, ударяет молнией.

Из Голубиной книги:
С востоку солнца и до запада
протечет река огненная,
воспыхнет огонь от земли до небеси,
 закипит смола неутолимая,
засипят черви сосущие
за этой рекой огненной.
Возыдет наш Михайла на Сионскую гору,
 вострубит Михайла во небесную трубу
на все четыре разные стороны:
- Восстаньте, живые рабы и мертвые!
 Приходите все на праведный суд,
на страшное Христово пришествие!
 Пойдут-побредут путями-дорожками:
по правой стороне там станут праведники,
 а на левую сторону отделяются грешники.
 Приходят праведники к реке огненной,
во многие гласы воспияются,
к Михаилу-архангелу приближаются.
- Наш батюшка Михайла, судья праведный,
 переправь нас, рабов, через огненну реку,
 приведи нас, рабов, ко Царству Небесному!
 - Идите - бредите с Богом, праведные рабы,
 лежат для вас кладенки точеные,
 идите-бредите через огненну реку!
Записан

Спешите делать добро
ДЕРЕВЕНСКИЙ ФОРУМ ВЕСЕЛОЕ ПОДВОРЬЕ | ЗАГОРОДНЫЙ ДОМ
« Ответ #384 : 12 Сентябрь, 2008, 13:28:04 »

 Записан
Vlada
Сенсей
Глобальный модератор
Почетный написатель
*****

Репутация: +26/-3
Offline Offline

Возраст: 52
Расположение: Московская обл.
Сообщений: 13189


Татьяна, Московская обл


« Ответ #385 : 12 Сентябрь, 2008, 13:33:07 »

20 сентября - Луков день.

В Луков день вдова поплачет - своего обряшет.
Мужик, что лук, зреет, ядрянеет, бабью душу дерет, да дорогим слывет.
Кому луковица слез из глаз не высечет, того и сам Господь не вылечит.
Лук да баня все правят.
20 сентября нызывали Луковым днем. Был он предвестником окончания бабьего лета, когда старому бабьему лету оставалось простоять ровно день. Много слез проливалось в этот день: вольных и невольных.
   В деревнях повсеместно шла уборка лука. Эта работа была бабьей. Собрать луковый урожай - поспешай.
   В этот день девицы плели лук в косицы.
Луковый плетень - работы девкам на весь день.
   Большухи лук выдергивали, раскладывали на мостках, на солнечном припеке; старухи, те разбирали лук по величине головок, а девицы заплетали лук в косицы.
 На лыковую веревку, зацепленную за гвоздок, навязывали луковицы, оборачивая просоxшее луковое перо вокруг веревки. Получались увесистые золотые связки, плети, которые на солнце подсушивались, а к вечеру переносились в сараи, на чердаки, в избу.
Девушки загадывали на луковых связках о своих косах, чтобы те так же золотились, не теряли жизненного цвета, не тускнели, были бы ядреными, крепкими.
С луком в старину было связано немало поверий, присказок, поговорок. «Вот тебе луковка попова - облуплена, готова. Знай, почитай, а умру - поминай!?"- приговаривал отец, наделяя сына хозяйством: не начинать ведь молодым жизнь на голом месте. До сего дня, когда хотят кого-либо ласково утешить, говорят:
   «Горе ты мое, луковое!»
На Луков день какая девица не плачет - мимо той и пройдет удача. Приплакивая над плетением лука, одни девушки считали, что теперь их душе будет намного легче расставаться с девичеством, другие - что очи их прояснятся и они скорее разглядят свое счастье, если оно еще им не повстречалось.
Это время на Руси - время начала свадеб, которые всегда сопровождались плачами: целым ритуалом и при запоручении девушки, и при ее прощании с вольной волей, с девичьими лентами, с веночками, с родительским домом, с подружками, с родной горницей. По свидетельству старинных источников, «платок за неделю у невесты намокнет и загрузнеет от слез, ибо невесте надо все время хлестаться и причитать, и даже та невеста,
что идет своею охотою, уплакивалась до настоящего горя». Горе невесты должно было выглядеть достойно и проявляться в строгих традиционных формах.
Плач как целостный обряд во всем его гармоничном единении с душой женщины никогда не подвергался осуждению или насмешкам. Наоборот, излишнее веселье в каком-нибудь дворе наводило соседей на мысли, что это не к добру, заставляло лишний раз осенить себя крестно.
   На Луков день какая бабонька будет неустатю хохотать - той и счастливых слез не проливать!
      И добрый временем плачет, а худой - скачет.
   Бог и плач в радость обращает.
Способность лука очищать глаза от застилающих Божий свет тенет была отмечена нашими предками как целительная. Лук, по свидетельству стариков, выправляет зрение, и слезы при чистке лука, как считалось, шли лишь на пользу.
Всплакнули ясны очи - и стали зорче.
Вообще, луку приписывается много целебных свойств. Он лечит вереды- нарывы: испеченная луковка весь гной вытягивает.
Если луковым соком, смешанным с медом, смазывать язык, то очень скоро ангина проходит. Если часто есть мелко порезанный лук с подсолнечным маслом, то базедовая болезнь отступит.
В старинных русских лечебниках указывается, что во времена морового поветрия или иных прилипчивых болезней нужно развешивать в домах луковые и чесночные связки, чтобы внутрь не проникла зараза, чтобы в доме очистился воздух. Во время падежа скота нанизывали на крепкую льняную нить чеснок и луки надевали на шеи коровам, лошадям и другим домашним животным, чтобы те не заразились. Во время всевозможных эпидемий держали на столе мелко порезанные лук и чеснок и не выходили из дома, не поев лука и чеснока.
Лук лечит семь недуг.
Настоем луковой шелухи ополаскивали волосы, чтобы сохранить их красоту и цвет.
20 сентября повсеместно пекли луковые пироги. Начинка простая - конечно же лук. Иногда его приправляли яйцом, а то и заливали сметаной. Но что это были за пироги! Сытные, ароматные, с горьковатым привкусом.
В этот день подавали на стол к обеду лук, толченный с солью, залитый квасом и заправленный сметаной. Приговаривали: «Кто ест лук, того Бог избавляет от вечных мук.» Даже у кого в дому пусто, и то луковка во щи была!
Рожденный 20 сентября горько скажет, да верно уврачует.
Записан

Спешите делать добро
Vlada
Сенсей
Глобальный модератор
Почетный написатель
*****

Репутация: +26/-3
Offline Offline

Возраст: 52
Расположение: Московская обл.
Сообщений: 13189


Татьяна, Московская обл


« Ответ #386 : 12 Сентябрь, 2008, 13:34:24 »

21 сентября- Рождество Богородицы.

Обычай заведен в этот день: осень встречать у воды. Бабоньки кланялись заповеданному роднику:
Богородица Пречистая,
научи свету Божиему,
сыми с души грехи невольные,
направь душу ко смирению,
на Страшном суде - ко спасению!
Родники на Руси почитались за святые воды. В их струях видели наши благочестивые прабабушки изображение лика Божией Матери. Родники всегда освящались, возле них проходили молебны.
Наши прабабушки верили в Слово Божией Матери, а в этот день особенно старались не нарушать Христовых заповедей. Ввечеру в наставление молодым читались Духовные стихи о милостивой Матери всех живущих, о Пресвятой Богородице.
В этот день на рубеже Ветхого и Нового Заветов родилась Дева Мария, которой по Промыслу Божиему надлежало послужить тайне Воплощения Бога Слова - явиться Матерью Господа нашего Иисуса Христа. Рождество Пресвятой Богородицы празднуется Церковью как день всемирной радости.

Записан

Спешите делать добро
Vlada
Сенсей
Глобальный модератор
Почетный написатель
*****

Репутация: +26/-3
Offline Offline

Возраст: 52
Расположение: Московская обл.
Сообщений: 13189


Татьяна, Московская обл


« Ответ #387 : 12 Сентябрь, 2008, 13:35:07 »

22 сентября - Поднесеньев день.
 
Новобрачные поспешали в этот день с круглыми пирогами к сватам, к родне. Круглые пироги символизировали солнце и веру в то, что Господь удержит солнце на востоке, не закроет его от нарождающейся семьи. Молодые соседей заказывали: «К нашей хлеб-соли придите, за наше славное житье-бытье откушайте!»
Чтобы все мечты у родившегося 22 сентября сбылись, ему преподносили также круглый открытый пирог-рыбник.
Записан

Спешите делать добро
Vlada
Сенсей
Глобальный модератор
Почетный написатель
*****

Репутация: +26/-3
Offline Offline

Возраст: 52
Расположение: Московская обл.
Сообщений: 13189


Татьяна, Московская обл


« Ответ #388 : 12 Сентябрь, 2008, 13:36:12 »

23 сентября - осеннее равноденствие.

Весеннее равноденcтвие белый свет кажет, осеннее - сумерки.
 Равно-то равно, да сойтись не дано.
Солнце меркнет, закрывается мраком.
Солнце начинает занавешивать окна своего терема звездами, чтобы ycнyть.
Солнце со жнецами жало, а пришла осень - силы растеряло.
 Солнце со жнеями по жниве не каталось, силами не собралось.
   Равноденствие - это время, когда день равен ночи. Равноденствие случается два раза в год: весной и осенью.
   По народному поверью, с этого дня солнце умирает. И уже не может стоять оно на защите рода человеческого.
И тогда зовут Петр и Павел рябинники, покислиться рябиной да впрок запастись. В этот день убирают ветками рябины с красными гроздьями ягод повети, чердаки, сени. С поворотом на зиму солнце постарело, так думали нaши деды, и тьма это сразу чувствует. Солнце дряхлеет- тьма молодеет. Нaши предки ведали, что по умиранию солнца всяческие лихорадки, возрадовавшись, с болот к деревне тащатся. Но дом, который убран красной рябиной, они обходят стороной, потому что красные гроздья рябины крепко держат оставшуюся силу осеннего солнца, силу той солнечной половины равноденствия, которая еще не пошла на убыль.
Крестьяне старались обязательно положить гроздья рябины еще и между рамами окон. Этим они не просто украшали окна на зиму. Зимой, когда от снега все в округе станет белым-бело, огонь рябиновых ягод будет указывать, что жива деревня, что путникам и птицам есть где найти приют.
Погаснуть по глубинному смыслу значило умереть. Предки верили, что солнце умирает. Говорили, что этот день не так-то легок: небесная тьма грузнеет, нависает над землей, в деревьях утихает движение соков. Там, где еще вчера тянулась из-под земли зеленая поросль, лист отмирает от корней. Только озимь стойко хранит светлую зелень.
Птица тревожно вспархивает, вскрикивает. Сырость и зяблость кругом.
   С этого дня огонь домашнего очага займет главное место в жизни наших предков, на него будут возлагаться главные надежды, теперь он должен будет спасать и сохранять жизнь.
Записан

Спешите делать добро
Vlada
Сенсей
Глобальный модератор
Почетный написатель
*****

Репутация: +26/-3
Offline Offline

Возраст: 52
Расположение: Московская обл.
Сообщений: 13189


Татьяна, Московская обл


« Ответ #389 : 12 Сентябрь, 2008, 13:37:01 »

24 сентября - Федорин день.

Федора осенние грязи зачинает.
 Не всякое лето до Федоры дотянет.
Дожди приходят на Русь. Наши предки считали, это плачут небеса, провожая солнце. Они укрывают светило светлыми покрывалами и зажигают свечи. И тогда становятся ангелы охранять огонь и поддерживать солнечное дыхание. И от того, как строго и неусыпно будут небесные силы охранять солнце и заботиться о нем, зависит его сон. Легкий и светлый сон будет проливать на землю золотые лучи, напоминать о дне пробуждения, возвращения к жизни.
Что без огня горит? Солнце!
Что из грязи пути-дороги лепит? Солнце!
Бабоньки в этот день следовали обычаю Haдевать светлые платки, с золотистыми и голубыми нитями. А то придут черные грязи на Русь, все пути-дороги расквасят.
Записан

Спешите делать добро
Vlada
Сенсей
Глобальный модератор
Почетный написатель
*****

Репутация: +26/-3
Offline Offline

Возраст: 52
Расположение: Московская обл.
Сообщений: 13189


Татьяна, Московская обл


« Ответ #390 : 12 Сентябрь, 2008, 13:37:39 »

25 сентября - Змеиный день.

Если видишь много змей, то зима будет суровая.
Последний раз змеи на волю вереницами ползают. В этот день в полдень они поляны и лесные урочища метят, со своими владениями прощаются. В этот день по лесам да полям бродить - царя Василиска гневить. Нельзя было человеку видеть, где змеи себе норы и укрытия устраивают. А после уходят змеи на зиму на покой, затворяются в глубинах земных.
   Бегали с утра вслед за матерью дети в курятник. Все подкармливали воина- петуха зерном отборным, потчевали его хлебом.
Рожденный в этот день владел тайнами царя Василиска, но, однако, иногда был подневолен и служил ему. Чтобы иметь ему волю свою, едва он на свет появлялся, приносили красного петуха, пение которого рушило власть тварей ползучих.
Записан

Спешите делать добро
Vlada
Сенсей
Глобальный модератор
Почетный написатель
*****

Репутация: +26/-3
Offline Offline

Возраст: 52
Расположение: Московская обл.
Сообщений: 13189


Татьяна, Московская обл


« Ответ #391 : 12 Сентябрь, 2008, 13:38:26 »

26 сентября - Дождь к земле припадает.

Дождь припадает к земле- ненастье на дворе.
Дождь припадает - землю целить начинает.
Хляби небесные отверзаются, земля дождем окрещается.
В этот день, по старинным приметам, дождь с неба льет, и струи сходятся крест-накрест на земле, как бы затягивая все раны, нанесенные земле за весну и лето. Для всех такой дождь на пользу. Он успокаивает души, врачует израненное недобротой сознание.
Дождь припадает к земле, и, по замечаниям наших предков, этот дождь последний из теплых. «Ныне Господь дождит!» - говорят старики.
Записан

Спешите делать добро
Vlada
Сенсей
Глобальный модератор
Почетный написатель
*****

Репутация: +26/-3
Offline Offline

Возраст: 52
Расположение: Московская обл.
Сообщений: 13189


Татьяна, Московская обл


« Ответ #392 : 12 Сентябрь, 2008, 13:40:05 »

27 сентября -Воздвижение честного креста Господня.

На Воздвижение - последняя копна с поля.
На Воздвижение зипун с шубой сдвинется.
 Воздвижение кафтан сдвинет, шубу надвинет.
 На Воздвижение птица дружно в полет двинулась.
 С Воздвижения  змея и гад не движется.
Подвинулся белый свет, уступил сумеркам. Солнце погасло. Но встает противу тьмы Божий Крест. И в закрома, и в сусеки, и корове в ясли клали крестьяне кресты, вырезанные из дерева, а то и просто ветки рябины, сложенные крест-накрест.
Горит ярче огонь домашнего очага. Само солнце, его огонь называли наши предки крес, а его силу - кресинами. Эти понятия означали непосредственно - крест.
Небесный огонь, наделенный солнечной силой, а это значит и жизнью, становился земным огнем. По свидетельству летописей, в древних преданиях говорится о том, что у неба было два сына: огонь и солнце. «У Сварога - неба, был сын Дажбог - солнце и Сварожич - огонь».
В старину на дверной притолоке, на воротах амбарных, гумнах, в хлеве, выжигали крестьяне кресты, чтобы оградить и сохранить свой дом, и скотину, и собранный урожай от бед. Только оставив знак солнца и огня, защищающий хозяйское добро, осенив крестом дорогие сердцу стены, уходили наши предки со спокойной душой.
 С принятием христианства Русь узнала о Кресте Господнем, на котором Господь явил любовь к людям и на который взошел во имя спасения падшего человека. Его Крест стал для всех входом в рай, Его смерть стала для всех жизнью.
Император Константин дал обет - отыскать Крест, на котором был распят Иисус. И для этого царица Елена, его мать, отправилась в Иерусалим. Долгое время ее поиски были безуспешными. И вот один старый человек указал ей на место, на засыпанную гору Голгофу, где возвышалось капище Венеры. Капище было разрушено, и вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью, сделанная по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзавшие тело Христа.
Чтобы узнать, на каком кресте был распят Господь, стали поочередно класть кресты на покойника. Когда был  возложен Крест Господень, мертвец ожил.
Записан

Спешите делать добро
Vlada
Сенсей
Глобальный модератор
Почетный написатель
*****

Репутация: +26/-3
Offline Offline

Возраст: 52
Расположение: Московская обл.
Сообщений: 13189


Татьяна, Московская обл


« Ответ #393 : 12 Сентябрь, 2008, 13:41:03 »

 28 сентября – Никита-гусепролет. Репорез.

Гусь или утка часто в воду ныряет - на дождь.
 Гусь стоит на одной лапе - к морозу.
Гуси на хвосте зиму тащат.
С этого дня гуси стадами улетают в теплые края. Гусепролет – воде кланяется, благодарит за водоплавающих птиц, которых она держала, растила, кормила и поила. Сколько птицы взросло у берегов!
В этот день слышалось в округе:
Тига-си, шуг-шуг,
 по Руси - на юг!
 Тога-тога-тога,
колесом дорога!
Это дети, глядя пролетающим птицам вслед, провожали их своими немудреными приговорками:
- Гуси, гуси, га-га-га!
Вы куда? Вы куда?
- Уга-уга-уга!
До юга, юга, юга!
Север - шуг, север - шуг!
С севера - на юг! С севера - на юг!
В этот день убирали репу, срезали с нее ботву. «Не дремли, баба, на Репорез, поворачивайся», - приговаривали старики. В погреба относили перебранные, просушенные и обрезанные от ботвы овощи. Работы хватало всем домашним. Девоньке, что старалась отлучиться от работы, смеясь, напоминали: «Не станешь крепкой, как репка!» Крестьяне ценили репу. Репа желудок согревала, когда иной еды и в помине не бывало! «Своей репой гордись, она дело поправит».
Записан

Спешите делать добро
Vlada
Сенсей
Глобальный модератор
Почетный написатель
*****

Репутация: +26/-3
Offline Offline

Возраст: 52
Расположение: Московская обл.
Сообщений: 13189


Татьяна, Московская обл


« Ответ #394 : 12 Сентябрь, 2008, 13:43:40 »

 29 сентября -Птичья костка. Людмила -птичье голошение.

Можем ли мы представить себе, что наши дети на уроке естествознания будут разглядывать птичьи косточки и по ним узнавать: какой выдастся зима?
А ведь в далекие времена, ставя по осени перевясла - сети на птиц, наши предки были обременены не только заботой прокормить свой род, но и хотели узнать о предстоящей встрече с зимой-приберихой. Какой она придет? Не выморозит ли в суровое время семена и корни трав, озимые хлеба? Птичья костка  утки ли, глyxаря ли - своей твердостью, жировым оплывом как бы давала ответ.
Птичья костка, или птичьи косточки, - одна из примет, по которой на основе тысячелетних наблюдений за природой наши предки могли задолго предсказывать погоду. В этот день за столом разглядывали птичью костку, и по тому, насколько косточки перелетной птицы, утки или гуся, оплыли жиром, старики судили, какой выдастся зима. Тощие, нежирные косточки сулили мягкую зиму, а косточки с жировым оплывом подсказывали, что зима грядет лютая.
По замечаниям наших предков, рожденные в этот день наделены своеобразным голосом, способностью воспроизводить птичье голошение, те звуки, которые мы слышим с небес от птичьих стай, улетающих в далекие теплые края.
А в старину на девичьих посиделках первой певуньей была она - милая людям Людмила. Первые осенние посиделки были знаком для парней, что пришла пора высматривать себе невест. Людмила - это одно из немногих имен славянского происхождения, оставшееся нам от наших предков.
Сентябрь - время свадеб, и, став женой, Людмила не станет наводить свои порядки в доме, требовать к себе внимания, капризничать, выказывать чем-либо недовольство новой родне. Она примет все притеснения с покорностью, вернее, с уважением традиций чужой семьи. Но мало-помалу, если в мужнином доме прежде царил разлад или еще какие не слишком добрые или счастливые порядки, то молодая должна была своим добросердечием создать более светлую,
радужную атмосферу, укоренить к себе добрые чувства, заставить своим трудом, нравом поверить в дорогие ее сердцу жизненные правила.
Рожденная в этот день востребована людьми, и ее душа отзывается на всяческие зовы о помощи. Людмила сотворит чудо, наладит радость, она утешит, заставит болящего улыбаться и веровать
в выздоровление. Людмила немногословна, она завоевывает к себе расположение природным чистым нравом.
Обрядовой, традиционной едой при чествовании именинницы считалась в этот день птица. На стол подавался жареный гусь, или глухарь, или перепелка - любая птица, кроме утки. При этом часто пели одну из обрядовых песен, которая символизировала участие человека в птичьей жизни, доброе и заботливое его отношение к птичьему миру:
- Уточка полевая! Где ж ты ночку ночевала?
 - Под мостом, под мосточком,
под кустом, под кусточком!
Серые волки бежали,
серые клочья теряли.
Уточка подбирала,
клеточку утыкала.
Именно Людмила кажется той самой царевной из известной русской сказки, которая сбрасывает в рукава платья птичьи косточки да сливает в них напитки. Когда Людмила выйдет плясать, кажется, взмахнет она правой рукой - и разольется озеро, махнет левой - поплывут по этому озеру лебеди.
Однако сама Людмила сравнивалась нашими предками не с птицей павой, не с лебедушкой, а с утицей. Образ уточки был мил нашему народу: об утице сложено немало песен, она являлась и образцом для сравнения. Не было в уточке красоты жар-птицы, не прельщала она златым опереньем, а была, наоборот, совсем неприметна среди жухлых трав осени, подернутых рыжиной, на украшенных гроздьями рябины речных берегах.
С ней связывали в народе образ Берегини - уточки, которая выходит на берег реки и оборачивается красной девицей. Она заходит, не замеченная никем, в дом, садится за ткацкий стан и начинает ткать холст, чтобы одеть семью. Ни одна другая птица, кроме утки, не стала олицетворением миропорядка и домашнего лада.
Потому-то праздничный стол Людмилы украшали утицами - деревянной посудой в виде уточек. Это могли быть и ковши, в которые разливали квасы, и блюда, на которых подавалась жареная птица и хлеб.
Записан

Спешите делать добро
Vlada
Сенсей
Глобальный модератор
Почетный написатель
*****

Репутация: +26/-3
Offline Offline

Возраст: 52
Расположение: Московская обл.
Сообщений: 13189


Татьяна, Московская обл


« Ответ #395 : 12 Сентябрь, 2008, 13:46:43 »

30 сентября - Всесветный бабий праздник. Всесветная выть.

У всех бабонек - праздник. Но с утра, каким бы житье ни было, по обычаю, полагалось бабе выплакаться. О чем? О себе, о своих родных и близких. Может, у тебя житье самое счастливое, а нет - вывыться полагалось. Чтобы после со светлой душой за хозяйство приняться, утворяя мир и спокойствие в доме.
Почитай все самые тонкие струны бабьей души тронуты в этот день, все ее чаяния: 30 сентября славятся Вера, Надежда, Любовь и мать их София.

Духовный стих
Во имя трех христианских добродетелей,
 веры, надежды, любви,
назвала мать София премудро своих дочерей.
 И взрастали они, чисты и скромны,
и в желаниях детских просты.
- Плачьте, плачьте матери на земле,
укройте крылами мать Софию, перелетные птицы!
Заточили сестер в темнице,
и досадуют палачи:
под пытками воссияли, как три свечи,
Вера, Надежда, Любовь.   .
Вере было двенадцать лет,
Надежде - десять, а младшей Любови - девять,
 на огненные решетки лилась их кровь.
И когда их бросили в раскаленную печь,
они, хранимые Господом,
воссияли невредимыми вновь.
На глазах бедной матери они муки сносили,
 мольбы о пощаде из них палачи не добыли.
И тогда по приказу правителя
обезглавили дочерей Софии.
Молилась бедная мать, прощалась,
земле предавая,
Веру, Надежду, Любовь.
Три дня не вставала она
с высокого холма,
пока там же не упокоилась и ее душа.
- Плачьте, плачьте матери на земле,
укройте мать Софию крылами, перелетные птицы!

София - Божия Премудрость.
Божия Премудрость стоит над всем бытием. Надо всем, что душу наполняет, что держит ее в жизненном достоинстве, над мирской суетой мира, над человеческими заблуждениями стоит София - премудрость.
Премудрость создает дом, утверждает в нем свет, разум, упасает от грехопадений, от суетности жизни. Труды и страдания Премудрости всегда обозначены высоко поучительным характером, путем, идущим от мрака к свету. Премудрость приносит зерно веры.
Зерно веры дается каждому из нас, и если в человеке есть душа, то она принимает это зерно и из него произрастут надежда и любовь.
   Премудрость наставляет:  «Утешайтесь надеждою. В  скорби - будьте терпеливыми. Плачьте с плачущими. Не мстите за себя, но дaйте место гневу Божиему».
   Премудрость направляет сердце к размышлению.
Названная именем София исподволь мудро преображает сначала родительский дом, утверждая в нем добрые перемены, а потом создает и свой . Рожденная в этот день знает толк и все премудрости устройства семейного лада. Верная помощь ангела-хранителя не допускает, чтобы в ее жизни царили беспорядок, непокой. Своими трудами и стараниями София утверждает веру, надежду, любовь.

Как говорили на Руси о вере:
Вера наша православная тверда и права.
С верой нигде не пропадешь.
Вера и гору с места сдвинет.
Без дела вера мертва перед Богом.
Без веры Господь не uзбавиm, без правды не спасет.

О надежде:
Счастье скоро покидаеm, а надежда - никогда.
 Полагай надежду на Бога.

О любви:
Божuя любовь безгранична.
Покоряй сердце любовью, а не страхом.
Любовь человеческая себя любит, а Божuя - друга.
 Нет выше той любви, как за друга душу свою полагать.
 Где любовь, там и Бог.
Союз истины и любви рождает премудрость.
Записан

Спешите делать добро
Vlada
Сенсей
Глобальный модератор
Почетный написатель
*****

Репутация: +26/-3
Offline Offline

Возраст: 52
Расположение: Московская обл.
Сообщений: 13189


Татьяна, Московская обл


« Ответ #396 : 12 Сентябрь, 2008, 13:48:28 »

Октябрь - грязник, паздерник, листобой.

Засиверило - и лист скоро подомрет.
Если лист с дерева не чисто опадает, будет строгая зима.
 Если лист лицом, то есть гладкой стороной, к небу ложится, то жди на другой  год недорода, а коли лохматой изнанкой - озимые зимой не померзнут.
Ива рано инеем покрывается - строгая зима надвигается.
В грязник ложка воды ведром  грязи становится.
Знать осень в октябре по грязи.
Распутица без грязи не стоит.
Всем бы октябрь взял, да мужику ходу нет.
В октябре и изба с дровами, и мужик с лаптями.
В октябре только и ягода что рябина.
В октябре мужик живет с оглядкой.
Октябрь-грязник. В народе говорят: «В октябре дождь не проедешь, не пройдешь».
Грязник - месяц переменной погоды. Ветры буйные в октябре приносят дожди косохлести, подстеги, то есть косые, проливающиеся по направлению сильного ветра. Дожди в грязнике - промозглые, холодные, продолжительные. Дороги в октябре становятся непроезжими: в их грязи вязнет и лошадь, и телега, и путник.
Октябрь ни колеса, ни полоза не любит.
Октябрь - паздерник, листобой. Паздерить - это сдирать, срывать неистово.
Паздерником называли в старину и ветер, что не просто с веток листья срывал, а оголял деревья почти нацело. Паздерник и крестьянина до костей пробирал, за порог избы прорывался, о холодах, о лютой зиме весть приносил.
Северные ветра-листобои часты в октябре. У них работы с лихвой, оравой на деревья налетят, ветки, что сухостои копят, отламывают, отмирающие листья на землю скидывают.
Листья на деревьях дрожат - они полуживые, мокрые, прозябшие. Их чах¬лый вид - лишнее напоминание об исчезновении солнечного тепла, об омертвении природы.
В октябре - время засидок, время мять лен и нести первинки для приклада в церковь. В деревнях гремели цепы: бабы теребили лен. Надобно было бабе девять раз лен через свои руки пропустить: сеять и полоть, дергать и мочить, мыть и трепать, чесать и прясть и, наконец, ткать.
Так что не только ветру приходится в октябре паздерить, но и бабе. Сколько силушки надобно положить, чтобы колокольца со стеблей отбить, волокно от кострицы очистить. Ведь не терши, не дравши, не мывши, не трепавши, не будет ни калача, ни рубахи.
Записан

Спешите делать добро
Vlada
Сенсей
Глобальный модератор
Почетный написатель
*****

Репутация: +26/-3
Offline Offline

Возраст: 52
Расположение: Московская обл.
Сообщений: 13189


Татьяна, Московская обл


« Ответ #397 : 12 Сентябрь, 2008, 13:50:09 »

1 октября -Орина – журавлиный лет.

Если на Орину журавли пролетит в теплые края, то на Покров,
14 октября, мороз прихватит землю.
Если последний журавлиный отлет задержится, то первый мороз надо ожидать не ранее 20 октября, а бывает порой и до Артемьева дня, 2 ноября, морозу не встать.
«Колесом дорога!» Последний раз слышны эти слова, которые ребятишки кричат вслед улетающим птицам. По народному поверью, Орина в этот день провожает с родной земли последние журавлиные стаи.
Орине ведомы характеры всех ветров. Она знает, когда какой ветер нагрянет и что он принесет: тепло ли, холод ли. Орина журавлям подсказывает, когда от родимых болот, от озер надобно взлетать, в какое время путь их будет легче. Ведь в грязнике бывает, света бела не видать, ветра подоблачные пути закрывают черными тучами, дождь непроглядной стеной встает вдали.
По ветрам, по туманам да по скошенным полям примечает Орина, в какой день журавлям надежнее тронуться от своих гнезд. Орина прикладывает ухо к земле, выведывает у оврагов и низин. И, будто доверившись, земля откроет ей, каким выдастся грязник.
А снарядив птиц в пyть, Орина, по рассказам стариков, на распутье постоит, еще раз проверит, с какой стороны белого света надвигаются беспросветные дожди, лютые ветра? Забота у Орины журавлиным ключом вовремя отомкнуть птицам подоблачные пути и вовремя закрыть их за птицами, чтобы никакой ворог на святую Русь не смог прилететь или вступить.
Старые люди скажут: «Время на время не находит, время времени не вытаптывает». Сегодня - одно, завтра - уже другое. Орина, мол, не раз и болото обойдет. Она все приглядывается, не осталась ли птица какая на кочке зиму зимовать. Высматривает траву, что зыбун-бабой зовется. Не хоронится ли та под кочкой?

ТРАВА ЗЫБУН-БАБА
   В старину в деревне старые люди остерегали: «Семени-то зыбун-бабы не бери! А то захворит голову-то! Поблазнит-то, поводит по осени!»
      Какова она собой, трава зыбун-баба?
   Вот как старики рассказывают. Стебель - пруту под стать. На самой верхушке то ли ягода, то ли шишка голубая вздета. На стебле - два листка вверх и врозь вскинуты, что руки бабьи, а немного пониже - тоже два листка и тоже врозь, только вниз, упираются прямо в кочку, на которой растет зыбун-баба. Приглядишься к странному растению - ну, баба бабой! Расшеперилась и так exидно поглядывает, насквозь будто видит. А голова-то у нее голубая, безволосая, трясется, будто от смеха баба давится.
Трава-то сама по себе вроде никудышняя, однако блазноту творит. Пихнешь ее ногой: «Чего тебе, тварь нечистая?» Стукнешь о травинку вроде, а ударишься, как о камень, больно. Присядешь невольно, а зыбун-баба тебе в лицо плюнет. А слюна у нее липкая, почнешь оттирать - тyт будто одурь находит на тебя. Баба, что с вершок была, с тобой ростом равняется. Но все одно, голова-то у нее голубая и безволосая. Манит баба к себе, в кочку тычет. Надобно силы собрать перекреститься, а после и саму блазноту перекрестить. А не то затянет тебя в болотную мочижну.
А что до птиц, так им от зыбун-бабы одна беда. Слюна этой травы липкая, да такая, что стоит ненароком птице свои крылья замарать, как они слипаются. И потом как ни чисти перья, как ни омывайся водой,  ни что не помогает. Крылья грузнеют, и птица не может взлететь.
Вот Орина и глядит, где затаилась зыбун-баба, да высматривает птиц, что взлететь не могут. Зыбун-бабу Орина вытаптывает, а птичьи крылья - клюквы наберет, истолчет ее, да соком клюквы и очистит.
Записан

Спешите делать добро
Vlada
Сенсей
Глобальный модератор
Почетный написатель
*****

Репутация: +26/-3
Offline Offline

Возраст: 52
Расположение: Московская обл.
Сообщений: 13189


Татьяна, Московская обл


« Ответ #398 : 12 Сентябрь, 2008, 13:51:11 »

2 октября - пчелиная девятина.

С этого дня на Руси начиналась пчелиная девятина, когда «девять дней кряду и нищий ложку меда съест».
Летом пчельники так говорили об улье:
Через поле лес-дорога,
 на пупке тревога,
в животе ярмарка.
Но вот летняя пчелиная «ярмарка» утихала, гул в улье ослаб. У пчел начались засидки: и они темными осенними и зимними вечерами без дела не сидят.
Сидят девицы
в темной горнице
узор вышивают
без шелков, без наколок
 без тонких иголок.
Что ни утро, на голодный желудок полагалось по чайной ложке меда вкусить, теплой водицей запить. Мол, с медком и дело проглотишь.
По народному поверью, особенностью этих дней становится обилие частых недомоганий. И чтобы слабость и болезнь не одолели, нужно было есть мед. Считалось, что пчелиная девятина - самая верная спутница здоровью. Старые люди напоминали:
Без живота тягла не потянешь.
Рожденный в этот день - хороший пчельник.
Записан

Спешите делать добро
Vlada
Сенсей
Глобальный модератор
Почетный написатель
*****

Репутация: +26/-3
Offline Offline

Возраст: 52
Расположение: Московская обл.
Сообщений: 13189


Татьяна, Московская обл


« Ответ #399 : 12 Сентябрь, 2008, 13:52:14 »

С 3 по 15 октября -на 6 странице.


Записан

Спешите делать добро
ДЕРЕВЕНСКИЙ ФОРУМ ВЕСЕЛОЕ ПОДВОРЬЕ | ЗАГОРОДНЫЙ ДОМ
   

 Записан
Страниц: 1 ... 14 15 [16] 17   Вверх
 
 
Перейти в:  

Шкворчалка!

Последние 15 Adv-Shouts:

Селянка
Сегодня в 11:07:32
Светик,не надо его шнапсом брать )) Эта ежиха каждый год у нас в сарае где нить родит ежат,в гнёзда не лезла никогда .Сегодня посмотрела,яйца на месте,не тронула Улыбка
Anmari
Сегодня в 01:00:05
Ежи - душки!  Гнёзда можно и поднять над землёй повыше, а в этом пусть ежиха живёт, наверное детёнышей высидит-принесёт. Улыбка
Svetik
Сегодня в 00:47:00
Ира, пригласи нашего Шнапса- ежа берет "на раз"!
Селянка
12 Июнь, 2015, 23:58:06
Блин ((( Только этого не хватало .
НИНА******
12 Июнь, 2015, 23:40:55
Ежи хищники и едят всё окромя овощей и фруктов, молоко им нельзя - понос от него у них.
Селянка
12 Июнь, 2015, 22:36:49
Вопрос на засыпку..Ёжики яйца куриные едят ? Ежиха у меня в курином гнезде обосновалась , не даёт яйца забрать )))
Тамрико
12 Июнь, 2015, 15:22:20
С ПРАЗДНИКОМ!!!!               С ДНЕМ РОССИИ!!!
Анатолий 1953
12 Июнь, 2015, 15:18:29
Еще один напряженный рабочий день ! Работаем на себя !
Селянка
12 Июнь, 2015, 15:01:50
Народ , с Праздником !!!
Fiolent
12 Июнь, 2015, 14:21:59
С праздником, подворцы! С днем России!
SergiyLB
11 Июнь, 2015, 12:31:03
Для малоимущей семьи нужна корова
Анатолий 1953
10 Июнь, 2015, 18:13:23
Так мы никогда в политиканах не поствим рекорд  по страницам !
Alyaska
10 Июнь, 2015, 15:10:13
Анатолий, таки уж и драка))). Вот пожалуйте сюда /forum/index.php?topic=15283.0 Только, чур, без драк)).
Камуфляж
10 Июнь, 2015, 14:58:59
А драки и не было. Кто-то выступил не по делу.
Анатолий 1953
10 Июнь, 2015, 14:49:27
Ну вот ! Опять в политике драка без меня !

Профиль

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

13 Июнь, 2015, 12:41:56

Войти

Новости партнеров



Последние сообщения

Кто на сайте:

Пользователей
Статистика
  • Всего сообщений: 1504587
  • Всего тем: 6780
  • Сегодня онлайн: 162
  • Максимум онлайн: 1087
  • (24 Февраль, 2015, 19:10:10 )
Пользователи Online

Собаки для загородного дома

Тибетский мастиф

О чем пишут:

Re:ПетСовет - интернет-зоомагазин, доставка заказов по всей России
Re:ПетСовет - интернет-зоомагазин, доставка заказов по всей России
Re:ПетСовет - интернет-зоомагазин, доставка заказов по всей России
Re:OSSO Fashion - лучшие товары для животных, дрессировки, спорта
Re:ПетСовет - интернет-зоомагазин, доставка заказов по всей России

Календарь праздников

праздники сегодня