«Сельский туризм: реальность или Нью-Васюки?»
Одной из перспективных задач проекта развития сельского туризма становится традиционное повышение уровня жизни сельского населения. Как подчеркивается: «Сельский туризм предполагает сокращение безработицы в деревнях, развитие малого предпринимательства, создание современной инфраструктуры и повышение престижности проживания в сельской местности».
Согласитесь, амбициозные задачи. Вот только по силам ли решить все эти проблемы алтайскому крестьянину, развивая сельский туризм? Попытку ответить на этот вопрос сделали участники «круглого стола» по теме «Развитие туризма в сельской местности Алтайского края» в конце июня. Состоялся он в поселке Катунь на базе крестьянского фермерского хозяйства В. Д. Климентьева и собрал довольно представительный состав участников. В обсуждении вопросов были задействованы представители Минсельхоза России, Главного управления сельского хозяйства края и Республики Алтай, районных органов местного самоуправления, и предприниматели уже занимающиеся туризмом.
С точки зрения оптимистов.
Участники «круглого стола» пришли к выводу, что у сельского туризма на Алтае хорошие перспективы (хотя трудно представить себе сбор чиновников различного ранга, обсуждающих одно из провозглашенных государством направлений развития, которые бы решились признать его неперспективным). Так на чем же базируются их оптимистические выводы?
По словам начальника управления по предпринимательству и рыночной инфраструктуры Вадима Кузнецова: «Сейчас на базах отдыха Алтайского края и Республики Алтай существует дефицит мест. А потребности людей отдыхать не в комфортабельных кемпингах и турбазах, а именно на природе возрастают с каждым годом. Преимуществ у агроусадьбы много: свежий воздух, красивый вид, натуральные продукты питания. Здесь же надо развивать весь спектр развлечений — катание на лошадях, велосипедах, купания, экскурсии по достопримечательностям и многие другие».
Как пример приводилась статистика развития сельского туризма в Западной Европе. Там сегодня зарегистрировано 200 тыс. операторов фермерского и деревенского туризма. Они предлагают более 2 млн спальных мест. Более полумиллиона рабочих мест связано с этим видом туристического обслуживания. Хозяева гостевых домов получают ежегодный доход в сумме около 12 млн евро. За последние 15 лет спрос на услуги в этом виде предпринимательства постоянно растет. Наивысшие темпы годового прироста — около 25% — достигнуты в странах Южной и Восточной Европы.
Индустрия деревенского, сельского агротуризма дает до 10% мирового валового продукта. И как посчитали участники «круглого стола», вполне реально применить этот мировой опыт на просторах России. Причем если сейчас гостевые домики есть лишь в некоторых селах, то в дальнейшем усадьбы должны появиться целыми кварталами в каждом районе.
Воодушевляющие примеры.
«Круглый стол», как уже отмечалось, проводился в поселке Катунь. Именно здесь глава фермерского хозяйства В. Д. Климентьев сам начал развивать сельский туризм и неплохо преуспел в этом деле. Как говорит сам: «Я первый начал строить на этом «побережье» магазины, кафе и домики для туристов». Дочь у него живет в Германии, вот и черпает он опыт у тамошних хозяев. Причем интегрировал развитие туризма со своим развитым хозяйством. Привлекают к нему отдыхающих и живописные окрестности села, возможность отдохнуть на берегу прекрасного озера, и страусиная ферма.
В другом поселке в качестве «заманухи» для туристов используется исторический музей, основой которого стало найденное каменное тесло, его возраст шесть тысяч лет. Кто-то обещает гостям уроки ткачества, кто-то завлекает возможностью подоить корову, козу, обучиться верховой езде.
Все это уже есть в крае. Предприимчивые селяне в меру сил и возможностей сами развивают сельский туризм. Достаточно вспомнить Сростки с их популярнейшим базарчиком у тракта и гостеприимством на Шукшинских чтениях. Только вот есть ли реальные возможности распространить эти ростки опыта на всю территорию края?
Когда телега впереди лошади.
Умники утверждают, что подобные «круглые столы» и выездные заседания, совещания с участием столичных чиновников в уникальных природных уголках края в летнее время не редкость. Так сказать, сочетание приятного с полезным. Вот только если в приятном времяпровождении в том же поселке Катунь, вблизи крупного села Ая участников «круглого стола» сомневаться не приходится, то пользы от их обсуждений развития сельского туризма, как от попытки… получить от козла молока.
Впрочем, циников при начинании любого дела хватает. Давайте сами попробуем разобраться, есть ли реальные возможности сегодня развивать сельский туризм в крае.
Вопросы возникают сразу. Какие перспективы и какого развития обсуждались, если в законодательстве России вообще никак не прописано само понятие «сельский туризм»? Нет в нем, в законодательстве, и таких понятий, как гостиница, кемпинг, ферма. И для того, чтобы оформить необходимые регистрационные документы, опытный юрист должен искать лазейки в законодательстве, чтобы хоть как-то узаконить подобный вид деятельности, замаскировав его уже прописанными в законе. Получается, что обсуждалось и приводилось в пример — незаконный бизнес? И как можно развивать его, и о какой госпрограмме в этом случае вообще может идти речь?
Создается впечатление, что телегу опять поставили впереди лошади. Впрочем, а есть ли «лошадь»? То есть та сила, которая и будет продвигать попытку реализации этого пилотного проекта?
Если речь идет о жителях сел, которые не имеют работы в местном хозяйстве, то вряд ли они смогут изыскать финансовые возможности, так как даже залога под кредит не имеют. Крупным сельхозпроизводителям не до туризма, им бы выжить в условиях существующего рынка да самим работников найти. Да, да, при существующей безработице во многих селах некому коров доить и землю пахать, так как заработки ниже всякого прожиточного минимума.
Значит, нужны либо государственная поддержка, либо инвесторы. И если господдержку даже само сельское хозяйство — приоритетный нацпроект — ожидает годами, вряд ли в этом случае на нее можно рассчитывать, но инвесторы уже есть.
Как выразился заместитель губернатора края, курирующий сельское хозяйство, Борис Неудахин, который и проводил данный «круглый стол», «непонятные инвесторы» в край уже пришли. Они уже в Солонешенском, Солтонском, Смоленском районах скупают урочища, горочки, берега речек, находящихся на пересечении туристических потоков. Но пока у селян есть возможность занять свою нишу в агротуризме.
Если уже «инвесторы» непонятны краевым властям, если «урочища, горки и берега» в перспективных местах «уходят» неизвестным для них покупателям за неизвестно какие деньги и кому выплачиваемые, то что может противопоставить им крестьянин?
Таких вопросов очень много. Один из самых болезненных и практически риторических — как выжить в селе, когда сегодня растет в районах число семей, заметьте, семей работающих в сельхозпроизводстве, непьющих, но вынужденных отдавать детей в приюты, не в силах прокормить их? Так за счет чего им развивать сельский туризм?
Кто поедет?
Даже закрыв глаза на нищету сельского населения края и просто представив, что в каждом селе готовы принять гостей, давайте подумаем, кто же и зачем поедет на отдых в алтайское село?
На западного туриста рассчитывать не приходится — он если и поедет, то в «Бирюзовую Катунь». Алтайской экзотики и красоты природы ему и там хватит в избытке. Вообще, что может привлечь туриста? Участники «круглого стола» сами ответили на это достаточно ясно: природная красота, исторические памятники, возможность удобно отдохнуть и развлечься.
Так вот, лучшие природные привлекательные объекты предгорий уже «отрабатываются» крупными турфирмами и скупаются на корню. Тысячелетних исторических памятников, в отличие от Европы, на территории края нет и быть не может. В этом смысле опять же привлекательнее Республика Алтай.
Возможность подоить корову, прокатиться на велосипеде или лошади, получить уроки ткачества вряд ли сама по себе привлечет туристов. Даже российских. Если и привлекут кого-то, то не следует забывать, что лето в Сибири короткое. А в весеннюю и осеннюю распутицу не то что на велосипеде… Разве что зарабатывать на прокате резиновых сапог для туристов.
Да и сервис с «подножным» кормом при отсутствии привычных уже товаров для горожанина в местном магазинчике с «удобствами» во дворе и «ночной вазой» в виде помойного ведра вряд ли кого может привлечь. Но согласитесь, большинство сел края пока может «привлечь» только этим. А зимой — лыжными прогулками а-ля «привози с собой лыжи и, выехав из «исторического» барака постройки времен освоения целины, проложи лыжню в степи и наслаждайся». Если добавить сюда отсутствие квалифицированного медобслуживания, помимо ветеринарного, одного участкового на десяток сел — получается голый экстрим.
Сельскому туризму быть?
Так о чем, собственно, шла речь на «круглом столе»? Или чиновники столиц страны и края приехали убедиться, что, несмотря на отсутствие законов, ростки сельского туризма на Алтае все же есть? Да они и будут произрастать и развиваться, но только там, где для этого действительно есть перспективы. Народ наш, вопреки всему, доказал свою предприимчивость.
Будут, если почуявшая их развитие бюрократическая машина не постарается прибрать их развитие к своим рукам. То, что чиновники в России могут загубить любое начинание, никому объяснять не надо.
Александр Георгиев «Бийский рабочий»
Читайте также
Покупка квартиры у застройщика – это самый простой и надежный способ обзавестись недвижимостью. Однако даже он таит в себе определенные риски. Как же избежать неприятных ситуаций при приобретении дома на первичном рынке? Именно об этом и расскажет вам наша статья.
В организации эффективного сбыта продукции птицеводства важную роль играет ее безопасность и высокое качество. Актуальность этой проблемы обусловлена возросшим вниманием населения к здоровому образу жизни. Привлечь потребителя и обеспечить предприятию прибыль могут только чистые пищевые продукты отрасли, высокое качество и экологичность которых подтверждены международными стандартами, что стало необходимым условием успешного и эффективного предпринимательства.
Растения спасли землю от полного замерзания, поддержав снижающуюся на протяжении последних 24 миллионов лет атмосферную концентрацию углекислого газа, считают авторы исследования, опубликованного в журнале Nature.
Накануне Министерство сельского хозяйства РФ выступило с рядом инициатив, которые, по мнению ведомства, послужат улучшению ситуации агропромышленном комплексе (АПК).
Поскольку газовое топливо имеет самую доступную цену выгода, безусловно, на стороне газового отопления. Напольный газовый котёл обладает отличными показателями КПД, системами защиты и удобством в применении.
В Северном федеральном округе предполагаемая среднемесячная температура -9… +3 °С, что на 1–2 градуса ниже обычной. Ожидаемое количество осадков 20–45 мм, что несколько больше средних многолетних значений. В начале апреля ветреная погода с осадками, температура днём +5… +10 °С, ночью заморозки. К концу первой декады местами небольшой снег, температура днём 0… -5 °С, в Республике Коми -4… -9 градусов, ночью местами до -15 °С, в Вологодской области -2… +3 градуса, на дорогах местами гололедица. В середине месяца потеплеет до +6… +11 °С, в Вологодской области до 15 градусов тепла, пройдут небольшие дожди.