Как подковать вашу лошадь

по мере необходимости, раз в 1-1,5 мес. Подковы для лошадей должны быть прочными, хорошо пригнанными к копыту; нельзя ездить, если подкова сломалась или хлябает. Тысячу лет назад люди подметили и то, что «нельзя на неподковане коне по кользску пути гнати». Однако лошади надо давать отдых от подков хотя бы раз в году: на 1-2 месяца выпускать ходить некованной на лугу, по мягкому грунту. Куют лошадь у коновязи, на развязке в конюшне (привязав с двух сторон веревками за кольца недоуздка) или в специальных станках, которые прежде всего можно было увидеть возле каждой деревенской кузницы.


Для ковки нужны следующие инструменты: ковочные клещи, рашпиль с крупной и мелкой насечками, секач, обсечка, копытный нож, ковочный молоток, шиповой ключ, лапа, а также подковы и подковные гвозди, иначе называемые ухналями. Подковы изготовляют либо ручным способом в кузнице, либо пользуются штампованными, стандартными, со съемными шипами — промышленного изготовления. Стандартные конные подковы для рабочих лошадей выпускают согласно ГОСТ 5408-77 восьми размеров по номерам с N 1 (самый маленький размер) по N 8 (самый большой размер). Номер подковы, а также указатель передней («п») или задней («з») подковы и товарный знак завода-изготовителя проставлены на нижней поверхности. Подковы N 1 и 2 имеют по восемь гвоздевых отверстий (на малые копыта), подковы N 3 и 4 (средние) — по девять, N 5, 6, 7 и 8 — по двенадцать. Минимальная масса подковы 200 г, максимальная — 720 г; от номера к номеру масса подковы увеличивается на 30-40 г. К подковам комплексуют съемные шипы прямоугольной формы (Н-образные) тупые (летние) и острые (зимние). К подковам N 1, 2 и 3 прилагается по одному шипу в зацепную часть, к остальным подковам — по два (они имеют по два шиповых отверстия). Очевидно, что двухшиповые подковы придают лошади большую устойчивость. Шипы выполнены нарезкой, и с помощью шипового ключа их легко вставить в отверстия подков. Качественно изготовленные подковы обязательно имеют выбухтовку, то есть скос от края зацепной части внутрь.
Гвозди подковные (ухнали) выпускают по ГОСТ 1217-77 пяти размеров по номерам 5, 6, 7, 8, 9. Длина гвоздя N 5 — 52 мм, N 6 — 55, N 7 — 59, N 8 — 64, N 9 — 70 мм. Гвозди N 5 предназначены для крепления подков N 1 и 2, N 6 — для подков N 3, N 7 — для подков N 4, N 8 — для подков N 5, N 9 — для подков N 6,7,8. Чтобы освоить технику ковки, надо знать строение копыта лошади. Это роговое образование, состоящее из трех частей: роговой стенки, растущей сверху от венчика, а также подошвы и стрелки. Роговая стенка, в свою очередь, также состоит из трех слоев: наружного, среднего и внутреннего. Внутренний слой роговой стенки переходит в белую линию, которая ясно видна на подошве копыта. Линия эта нечувствительная, поэтому по ней забивают гвозди для прикрепления подковы. Внедрение за нее, к центру копыта, посторонних тел, в том числе оковочных гвоздей (заковка), приводит к травме копыта. Подошвенный край роговой стенки выступает ниже роговой подошвы. Он — главная опора лошади (ее масса распределяется на четыре такие опоры); именно на него накладывают подкову и закрепляют ее подковными гвоздями. Роговая подошва — это обращенная к земле часть рогового башмака (дно башмака). К середине копыта роговая подошва, состоящая из более мягкого, эластичного рога, переходит в стрелку, которая ослабляет силу удара ноги лошади, то есть служит своего рода амортизатором.


Ковка включает следующие операции: осмотр конечностей, снятие старых подков, расчистку копыт, снятие мерки с копыта, подгонку и прикрепление к копыту подковы. Пригнанная подкова должна соответствовать форме копыта и плотно прилегать к подвешенному краю роговой стенки, не касаясь стрелки. Гвоздевые отверстия должны находиться против белой линии. В зацепной части и боковых стенках копыта подкова может выступать наружу на 0,5 мм, у пяточных стенок — на 3-5 мм. Барашки от гвоздей не должны торчать над роговой стенкой, поэтому их откусывают щипцами-острогубцами и запиливают рашпилем. Не опиливайте копыто снаружи — это лишает его защитного слоя. Не примеряйте раскаленные докрасна подковы на копыта лошади — это сушит рог.
Ковка лошади требует от кузнеца-коваля хорошего навыка, силы, находчивости. Труд этот очень тяжелый. Если лошадь молодая или сильно горячится, не дается ковать, то в первые дни лишь постукивают по подошвам копыт, поднимают одну за другой ее ноги. Затем куют две ноги, а на другой день — вторую пару ног.
«Коневодство и конный спорт», 1998, N4, с.27. П913 Ливанова.

 

Читайте также

Всякий раз, когда я спускался с деревенского угора на луг, я как бы вновь и вновь попадал в свое далекое детство — в мир пахучих трав, стрекоз и бабочек и, конечно же, в мир лошадей, которые паслись на привязи, каждая возле своего кола.

Не видать бы нам Чубарого как своих ушей, если бы не случилось с ним беды на перевале. Это был первоклассный конь — разве отдали бы его так просто нам, ребятам?

Орловский рысак — драгоценность, созданная нашими предками, сохраненная в годы революций и войн, бережно переданная нам. Но сегодня мы можем утратить ее, потерять навсегда.

Ипподром в Самаре существует давно. И, по идее, его наличие должно способствовать развитию самого красивого, элитного вида спорта — конного. Равно как и конной индустрии.