«Сельскому хозяйству нужны справедливые цены».

О том, что изменилось сегодня и о том, почему сельское хозяйство становится все более интересным для бизнеса, в интервью ИА «Росбалт-Север» рассказывает губернатор Псковской области Михаил Кузнецов.

— Михаил Варфоломеевич, сельское хозяйство всегда считалось в Псковской области неэффективной отраслью. Как Вы смотрите на такое «положение вещей»?

— Я так не считаю. Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания обладают эффективным сельскохозяйственным комплексом, который позволяет в растениеводстве, например, снимать урожаи в 70-80 центнеров с га. И, если мы говорим об урожае подсолнечника, кукурузы, сои, то, наверное, здесь мы не очень перспективны. Но если заниматься молочным животноводством, то этот вид может быть и экономически эффективным, и прибыльным, и привлекательным для иностранных инвестиций.

— Вы неоднократно заявляли, что сельское хозяйство — один из приоритетов региональной власти. Тем не менее, по данным статистики, в 2005-2006 годах наметился спад в животноводстве. С чем это связано, на Ваш взгляд?

— Это связано с тем, что до недавнего времени большую часть в производстве сельскохозяйственной продукции составляли индивидуальные личные подсобные хозяйства. А в связи с сокращением количества людей, которые живут у нас на селе, сокращается и поголовье в личных подсобных хозяйствах. И сегодня у нас идет устойчивый рост в общественном секторе, там, где хозяйства производят товарную продукцию, но этот рост пока не перекрывает сокращения именно поголовья личных хозяйств.

— Один из приоритетов, на который Вы обращаете внимание в сельском хозяйстве, — это создание крупных хозяйств, так называемые мега-фермы. Почему именно созданию таких предприятий Вы уделяете внимание, и есть ли перспективы у мелких хозяйств, которые существуют сейчас у нас на селе?

— Перспективы есть у всех. Особенно в сельскохозяйственном производстве всегда есть место и для крупного производителя, и для не очень крупного. Но, естественно, главную надежду на возрождение сельского хозяйства мы возлагаем именно на крупные хозяйства. Это происходит по двум причинам. Во-первых, в крупном хозяйстве более эффективно производство, более прибыльно. Крупное хозяйство может позволить себе расходы, вложения, которые никогда и не снились небольшому. Вторая причина — это то, что одна из проблем для нашей области — разрыв между ценами, по которым у хозяйства принимают молоко переработчики и теми ценами, по которым они идут в магазин. И этот разрыв, к сожалению, только увеличивается. Более того, иногда бывают парадоксальные ситуации, когда закупочная цена не растет или даже падает, а цена в магазине в это время подрастает. Чтобы этого избежать, нам необходимо, чтобы крестьянин мог на равных говорить с переработчиком. Достигается это несколькими путями. Первый — когда переработчиков очень много — достаточно тяжело решаемый вопрос, а второй состоит в том, что производитель продукции сам стал крупным. Тогда он сам сможет диктовать свои условия для переработчика, который уже будет давать справедливую цену. На сегодняшний день у нас в области средняя цена закупки 9,5 рублей, а справедливая цена, с нашей точки зрения — 13-15 руб.

— Цена должна соответствовать качеству или качество — цене? В области как-то стимулируют производителей, чтобы качество соответствовало требованиям?

— Безусловно, качество является очень принципиальным моментом. И мы на протяжении последних трех лет целенаправленно создаем стимулы путем выделения государственной поддержки. В первую очередь, это дотации на молоко, стимулы для производства, которые производят высококачественную продукцию, во-вторых, для тех хозяйств, которые прибыльны, развиваются, имеют перспективы. И у нас на этом пути уже есть результаты.

— Можно ли назвать какие-то сравнительные показатели?

— Года 3-4 назад у нас прибыльных хозяйств было меньше 40%. В 2006 году их было около 46%. И в 2007 году мы преодолели такой психологический рубеж — в 50%. То есть больше половины хозяйств у нас в области прибыльны.

— Что сегодня делает региональная власть для того, чтобы инвестору, который пришел в Псковскую область, было комфортно?

— Это очень широкий арсенал мер. Это и выделение средств, прежде всего, компенсация кредитной ставки, это и помощь при получении кредитов, это и очень разноплановые действия, начиная с ускоренных согласований при начале строительства, заканчивая такими, казалось бы простыми проблемами, как разрешение на проход большегрузной техники в сложный период — осенью и весной. Эти меры достаточно широки, и мы все их применяем к тем инвесторам, которые реально пришли на нашу землю не просто заработать — купить землю, а потом через какое-то время ее продать, а построить что-то хорошее, вложить деньги именно в сельскохозяйственное производство.

— Расскажите о некоторых таких примерах бизнеса, который готов вложить свои деньги в сельское хозяйство?

— У нас примеров много. Если брать мега-фермы, это 4 мега-фермы, которые заложены Великолукским молочным комбинатом. Кстати, на подходе еще несколько проектов и Великолукского молочного комбината, и других предприятий — именно по строительству мега-ферм. Это и реконструкция птичника в Острове на 150 тысяч и в Псковском районе — на 50 тысяч голов. Это реконструкция и строительство новых мощностей на свинокомплексе в Псковском районе, в частности в текущем году там будет закончено строительство племепродуктора на 10 тысяч поросят. Примеров очень много. И это все крупные примеры — инвестиции, которые исчисляются сотнями миллионов рублей.

— Вы говорили, что готовы лично курировать какие-то большие инвестиционные проекты. Входит ли в их число мега-фермы?

— Безусловно. Строительство мега-ферм — это, наверное, главное направление в нашем сельском хозяйстве, поскольку молочное животноводство составляет основу нашего сельскохозяйственного производства. Я периодически бываю на этих объектах, контролирую ход выполнения работ. Мы решаем, в том числе и с моим участием, проблемы, которые возникают перед инвесторами. И я уверен, что благодаря такой плотной опеке, мы можем быть полностью уверенными, что строительно-монтажные работы завершатся в срок, а те намеченные ориентиры по экономике, по поголовью, по надоям, будут выполнены.

— Вы сказали, что пять лет назад у нас больше половины предприятий были убыточными. Что за последние годы сделала и региональная, и федеральная власти для того, чтобы эта ситуация переломилась в корне?

— Главным образом я, конечно, выделил бы национальный проект «Развитие АПК» и программу развития сельскохозяйственного производства области на пять лет, которую мы приняли. Общее финансирование по этой программе составляет почти 1 млрд 200 млн с нашей стороны и почти столько же — с федеральной. Для сравнения скажу, что в 2005 году на поддержку всего села, всех направлений, было выделено 92 млн рублей. То есть, объем финансирования сегодня несопоставим с тем, что было несколько лет назад. В частности, в 2007 году хозяйствами области были заключены кредитные соглашения (на 5 и 8 лет) на сумму 3 млрд рублей. Это в 50 раз больше, чем в 2006 году.

— Насколько аграрии готовы к переменам, к современным новшествам, которые в последнее время вводятся?

— Разные руководители готовы в разной степени. Если с сельскохозяйственными технологиями наши руководители знакомы хорошо, знают, что есть энергонасыщенная техника и стараются ее закупать, знают современные веянья и методики получения высоких надоев, то с финансовыми инструментами, с тем, как использовать кредитные ресурсы, к сожалению, знакомы далеко не все. У нас есть и, безусловно, большой прогресс, потому что больше хозяйств в этот круг вовлекаются, берут кредиты и начинают развивать свое производство. Но сегодня возможностей для выдачи кредитов для помощи крестьянину у нас гораздо больше, чем заявок. И практика показывает, что в большей степени этими мерами поддержки пользуются крупные хозяйства — те, которые могут содержать штат юристов, финансистов и т.д. Небольшим хозяйствам это пока тяжело. И хотя мы стараемся, работаем над тем, чтобы приблизить банк к крестьянину — за последние 1,5 года только 10 дополнительных офисов Россельхозбанка было открыто в районах. Тем не менее, я не могу сказать, что на 100% удовлетворен тем, как наши крестьяне пользуются представленными возможностями.

— Какие перспективы в ближайшее время будут иметь аграрии со стороны областной и федеральной власти для того, чтобы этот сектор экономики начал эффективно работать?

— Как я уже сказал, принята пятилетняя программа. Эта программа поддержана Министерством сельского хозяйства, и в ближайшие пять лет мы не собираемся снижать темпы. Считаю, что этот срок достаточен, чтобы вывести на качественно иной уровень наше сельское хозяйство. Я думаю, что через 5 лет, производство, культура производства, качество продукции у нас области будут несравнимы с тем, что мы видели даже три года назад.

Ирина Кравцова ИА «Росбалт-Север»

Читайте также

Что такое полиэтилен? Что такое полипропилен? Все ли знают, чем отличаются друг от друга эти материалы и каковы их уникальные особенности? Какие у них области применения? Каковы прошлое и будущее? Давайте бросим взгляд в наше прошлое, в историю химической промышленности.

Компания выпускает не только клееный брус и бревно, но также готовые домокомплекты. В услуги компании входит монтаж изготовленных домов. Проекты зданий очень разнообразны.

{jcomments on}Сельхозпроизводители Липецкой области переходят на топливо из утилизированной биомассы. Это необходимость сегодняшнего дня, так как запасы энергоресурсов постоянно уменьшаются. Об этом 28 ноября говорили на заседании комиссии по альтернативной энергетики, созданной при Общественном совете Министерства сельского хозяйства РФ.

Перефразируя известное высказывание, сегодня можно смело заявить: вечны только пирамиды и… джинсы! Увы, эти универсальные штаны, которые «и в пир и в мир» сегодня годятся, делают из хлопка. А «увы» потому, что выращивание и переработка хлопка — один из самых экологически грязных циклов. Судите сами: на 1 пару штанов из денима потребуется 42 литра чистой воды, более десятка чанов с химикатами, а до этого ещё нужно вырастить хлопок, используя яды для сохранения урожая. Статистика всего мира неумолима: труженики хлопковых полей практически все страдают от заболеваний, вызванных регулярным отравлением организма.

Муниципальные земли можно будет купить по цене гораздо ниже рыночной.

IV Международная выставка-ярмарка Карелия Агро Экспо 2008 пройдет с 29 мая по 1 июня. На выставке будут представлены: