*
Деревенский форум Веселое Подворье
Деревенский форум Веселое Подворье

11 Сентябрь, 2011, 00:18:11
Welcome Guest
Welcome Guest



Username:
Password:


 
   
 
 


forum - what's brewing?
 

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему. « предыдущая тема следующая тема »
Страниц: [1] Вниз Главная
Автор Тема: Суеверия и народные приметы  (Прочитано 2285 раз)
YULY
Юлия.
Администратор
Почетный написатель
*****
Offline Offline

Сообщений: 15713



« : 09 Март, 2010, 15:14:08 »

Черная кошка

Черная кошка дорогу перебежит - не видать удачи в этот день. Надо или повернуться вокруг своей оси, или, разломив на две части прут, бросить обломки в разные стороны. Можно на правой руке скрестить пальцы, положив средний на указательный.- Черная кошка - один из наиболее зловещих символов в славянской мифологии. Она напрямую связана с нечистой силой, с ведьмами, ею оборачиваются колдуньи и т.д. Этот мотив нашел широчайшее отражение и в народных сказках, и в литературе (достаточно вспомнить хотя бы повести Гоголя). Соответственно счи-тается, что перебежавшая дорогу черная кошка может навлечь на человека неудачу. Как избавиться от такого “сглаза”? Повернуться вокруг своей оси, то есть начать путь заново, “с нового витка”. Разломать прут, то есть разомкнуть замкнутую кошкой дорогу, снова освободить эту дорогу для себя, сделать ее открытой и чистой. Скрестить пальцы (иногда - взяться за пуговицу), то есть прибегнуть к помощи символического креста (пуговицы нередко пришиваются нитками, образующими форму крестика). Существуют и другие приемы-обереги, хотя надо честно признать, что бедное животное страдает ни за что ни про что - только из-за цвета шерсти. Подобное же отношение зафиксировано практически ко всему черному. Идет это от дохристианских времен, атмосфера которых талантливо передана А.Н. Островским в “Снегурочке”: народ-солнцепоклонник не расположен был считать добрыми качествами холодность, мрачность, угрюмость, символами чего являются темнота и черный цвет.
Записан
YULY
Юлия.
Администратор
Почетный написатель
*****
Offline Offline

Сообщений: 15713



« Ответ #1 : 09 Март, 2010, 15:14:51 »

Кот лапкой морду умывает - гостей намывает. - Связь между котом и гостями скорее обратная: после ухода гостей накормленный кот умывает мордочку. Но со временем в памяти осталось основное наблюдение: пир с гостями - умывающийся кот. Если учесть, что в деревне в гости принято ходить не в будние дни (занятые трудом), а в праздники, то примета станет еще более ясной: в праздник гости идут друг за другом; остатков пищи много, и коту раздолье - только успевай умываться.

За подаренного кота обязательно надо дать выкуп, а то либо погибнет, либо убежит. - Основа этой приметы больше мистическая, чем реальная: в старину всякое дело начиналось с жертвы - с выделения какой-то части своего достатка в пользу богов или людей. Даже поднося бокал к губам, часть вина выплескивали на землю. Видимо, в этом отразились вековые наблюдения: человеку ничего не дается даром, и потому, получая что-то себе, надо частью приобретенного поделиться с другими. “Выкуп” в наше время чаще всего дают за носовой платок, что является отзвуком все того же народного установления: ничего, даже малейшего пустяка, не бери даром.
Записан
YULY
Юлия.
Администратор
Почетный написатель
*****
Offline Offline

Сообщений: 15713



« Ответ #2 : 09 Март, 2010, 15:15:34 »

Куры все враз закудахтали - ссоры не миновать. - Основано на внешней похожести кудахтанья и шума ссоры, когда все одно временно кричат. Но поскольку враз закудахтать куры могут из-за появления хищника (той же лисы), то и в самом деле возможна ссора - из-за того, что кто-то из хозяев недоглядел за курами. О курах существует множество пословиц: носится, как курица с яйцом; курица гогочет, а петух молчит; скажешь курице, а она всей улице - и т.д. Еще одна иносказательная народная мудрость: “Не слушай, где куры кудахчут, а слушай, где Богу молятся”.

Если насест обвешать битыми кувшинами, куры хорошо нестись будут. Если найти камень с дырой и повесить в курятнике, куры целы будут. - Битый кувшин здесь тоже символизирует “куриного бога” - многим известный камешек с дыркой. Считается, что такие предметы оберегают кур и помогают им нестись. Скорее всего, эти предметы прежде всего оберегали от сглаза, поскольку взгляд любого прежде всего останавливался на них. Именно поэтому горшки без донышек (а также и бутылки, и любая иная посуда) красовались на шестах - чтобы издали видно было. Может быть, хозяйки поддерживают эту примету по той простой причине, что им со старой посудой жалко расставаться.

Чужих кур не считай - сглазишь. - Чужой счет - вообще признанная опасность сглаза. Многим известен забавный мультфильм с рефреном “Ой, он теперь и тебя посчитал!” Считая, мы обращаем взгляд на того, кто подпадает под счет, и сам по себе взгляд трактуется как отнимание чего-то. Хозяйки же связывают этот запрет еще и с тем, что не желают, чтобы кто-то чужой знал, сколько у них в хозяйстве той или иной живности.

Если курица петухом запела, надо ей голову рубить, не то беду накличет. - Признавая, что не к добру курица петухом поет, народ в то же время говорит: “Если курица петухом запела, будет кладпива”. Суть поверья - мистическая: считается, что такая курица может стать оборотнем, а значит, надо от нее избавиться.

Хочешь, чтоб цыплята были, - наседку сажай, когда скот с поля придет. Нельзя яйца есть там, где наседка сидит. - Вполне здравые советы, которым и по сей день следуют умные хозяйки. Если скотина еще не размещена по стойлам, ничего не стоит спугнуть наседку с гнезда - и тогда она может снова уже не сесть на яйца. А во втором случае причина запрета такова: отведав оставшейся скорлупы, наседка может поклевать и яйца, - таких случаев немало
Записан
YULY
Юлия.
Администратор
Почетный написатель
*****
Offline Offline

Сообщений: 15713



« Ответ #3 : 09 Март, 2010, 15:16:18 »

Встретить лисицу - к плохим вестям. - Примета связана скорее с образом этого зверька, нарисованном в многочисленных сказках, чем с реальными наблюдениями: лиса всегда изображалась как хитрая, коварная, недобрая. А реально лиса, встреченная недалеко от жилья, может предвещать недостачу кур и прочей домашней живности. Не случайно и о людях существует пословица: “Где я лисой пройду, там три года куры водиться не будут”.
Записан
YULY
Юлия.
Администратор
Почетный написатель
*****
Offline Offline

Сообщений: 15713



« Ответ #4 : 09 Март, 2010, 15:16:51 »

Лошадь спотыкается - удачи не жди. - Лошадь - один из наиболее давних спутников человека, и потому за века совместного проживания человек наделил лошадь огромным числом способностей, которые ей не всегда и присущи. При этом несомненно, что лошадь - умное, тонко чувствующее животное. Она чутко реагирует на опасность: прекрасное обоняние позволяет ей издалека реагировать на запах хищника. Чует она и воду, траву, даже если до них еще значительное расстояние. Спотыкающаяся лошадь - символ беды: значит, что-то не так либо с ней самой, либо вокруг. В мистическом плане спотыкающаяся лошадь ассоциировалась (в отличие от лошади резвой, скачущей) с тем светом. Это пошло с давних времен, когда гроб с телом покойного на кладбище везли именно на лошади. Спотыкаясь, понуро возвращался конь и с поля боя, везя на себе убитого седока. И, наконец (переходя вновь от мистики к быту), спотыкающаяся лошадь может быть больной, что, естественно, предвещает неудачу в крестьянском хозяйстве.

Записан
YULY
Юлия.
Администратор
Почетный написатель
*****
Offline Offline

Сообщений: 15713



« Ответ #5 : 09 Март, 2010, 15:17:45 »

Хочешь уберечь дом от воров - держи у себя черную кошку, или черную собаку, или черного петуха. - Для своих эта черная живность - домашняя, не страшная, а чужим, в том числе ворам, несчастье приносит. Увидит вор черную кошку, которая ему дорогу переходит, - и побоится воровать. Благодаря таким приметам, видимо, и уцелели черные кошки: и они пригодились.

Записан
YULY
Юлия.
Администратор
Почетный написатель
*****
Offline Offline

Сообщений: 15713



« Ответ #6 : 09 Март, 2010, 15:19:16 »

Кто ласточку убьет, того покинут удачи в домашнем хозяйстве. - Ласточка устраивает гнездо рядом с человеческим жильем и всегда почиталась как домовитая хозяйка. Она любит светлые сухие места и в нездоровом, болотистом месте жить не будет. Поэтому люди радуются появлению ласточки над карнизом своего дома и оберегают ее.

Ласточки низко летают - к дождю. - Это вполне реальная примета, проверенная веками. Объяснение достаточно простое. Ласточка летает с открытым клювом, захватывая им мошкару. Перед дождем атмосферное давление понижается, и мошкара летает низко над землей. Следовательно, и ласточки добывают этот корм, снижаясь

Залетела бабочка в дом - выпусти, а то будет несчастье. - Примета основана на уверенности, что бабочка - это душа умершего. Залетевшую в дом бабочку убивать нельзя - надо осторожно поймать ее и выпустить в окно (как и залетевшую в дом божью коровку).

Записан
YULY
Юлия.
Администратор
Почетный написатель
*****
Offline Offline

Сообщений: 15713



« Ответ #7 : 09 Март, 2010, 15:20:58 »

Стучит в окно синица или другая птица (кроме вороны, ворона) - к доброму известию. - Птицы издавна воспринимались как олицетворение душ умерших (за исключением ворона, вороны - птиц нечистых). Однако не во всех местностях птичка за окном воспринимается как добрый знак, в некоторых - наоборот. Вероятнее всего, в таких случаях произошла подмена, ибо традиционно считается, что не к добру - влетевшая в дом птица, а не стучащаяся в окошко. Конечно, большую роль играет в этих поверьях само по себе окно. Ведь в давние времена именно через окно выносили гроб, оно являлось своего рода туннелем связи между живущими и умершими. Ну а с точки зрения психологического влияния, естественно, более приятно, спокойно и радостно, если увидишь за стеклом синицу, нежели ворону.

Если ворон сядет на крышу дома и прокаркает, то в доме вскоре кто-то умрет. - В основе лежит отношение к ворону как к изначально зловещей птице. Наверное, нет ни одного поверья, ни одной приметы, где ворон играл бы положительную роль. Причина в том, что питается он падалью, мертвечиной; в сознании и установилась такая причинно-следственная связь: прилетел ворон - быть мертвечине. Даже во сне увиденные ворон или ворона означают смерть, голод, в “лучшем случае” - неприятности.

Стая галок или ворон перед домом с утра кричит - к худу. - Эта и прочие отрицательные приметы основаны на уверенности, что галки и вороны - птицы дьявола; более того, ведьмы любят превращаться именно в галок и ворон. Бытовой же смысл приметы прост: крики галок и ворон далеки от музыкальности, слушать их гвалт неприятно.

Воробей - проклятая птица, надо его гнать от дома. - Суеверие это уходит корнями в легенду об Иисусе. Во время распятия Иисуса ласточки уносили в своих клювах гвозди подальше от креста, а воробьи снова их приносили. Считается, что с той поры они прокляты и потому не шагают, как прочие птицы, а прыгают: на их лапах висят невидимые оковы. Не удивительно в этой связи и такое поверье: если воробей влетит в избу - это к вестям о покойнике. Имеет право на существование и бытовая версия: воробья отовсюду гонят из-за того, что он - воришка. На этом фоне выглядит парадоксальной (и все же существует) примета: если воробей привидится во сне - это к любовным делам.

Записан
YULY
Юлия.
Администратор
Почетный написатель
*****
Offline Offline

Сообщений: 15713



« Ответ #8 : 09 Март, 2010, 15:22:02 »

Божию коровку никогда не убивай - бедой обернется. - Запрет основан на необходимости охранять это насекомое, чрезвычайно полезное в сельском хозяйстве, ибо оно уничтожает тлю. В сущности, тля и есть беда для крестьянина.

В доме тепло, а кошка на печке лежит - быть морозу. Если кошка голову под брюхо прячет - к морозу. Если летом кошка спит калачиком - к близкому ненастью. - Многочисленные приметы, связанные с кошкой и предвещающие ту или иную погоду, основаны на том, что кошка очень чувствительна к погодным переменам и может предчувствовать их. Тяга к теплу перед похолоданием у кошек осталась и после исчезновения печей. Если вы внимательно понаблюдаете, то увидите, что перед морозом кошка лежит на батарее парового отопления: она словно бы набирается тепла на период холодов (мы уже коротко упоминали об этом в начале книги). Значит, есть смысл учитывать народные приметы, в которых явно просматривается причинно-следственная связь.

Кто кошку любит - дом от беды бережет. Кота убить - семь лет удачи не видать. Кошку в дорогу не берут: от нее лошади сохнут. - Приметы эти могут показаться на первый взгляд взаимоисключающими. Но это не так. С домом кошка (кот) связана навечно: она и мышей ловит, и самое здоровое место находит, и погоду предсказывает, и хозяину (хозяйке) во время болезни пытается помочь. Кошка бережет дом и от змей: они очень боятся кошек, не вступают с ними в борьбу, а предпочитают бежать с места встречи. Что касается лошадей, то они действительно становятся пугливыми и мнительными, чутко реагируя на присутствие кошки, которую узнают по запаху. Дело в том, что лошади генетически опасаются всех кошачьих: тигров, барсов, львов - за одно и их мелких родственников кошек. Поэтому для них “страшнее кошки зверя нет”.

Записан
YULY
Юлия.
Администратор
Почетный написатель
*****
Offline Offline

Сообщений: 15713



« Ответ #9 : 09 Март, 2010, 15:23:25 »

Квашеная капуста не испортится, если в нее ветку осины положить. - С осиной в народе связано множество поверий и примет христианского времени, из которых следует, что она - проклятое дерево; недаром, по преданию, на осине Иуда повесился. Но замечательный наш фольклорист С.В. Максимов пишет на сей счет совсем другое: “Осина, или дрожащий тополь, в отличие от прочих деревьев имеет некоторую особенность в строении листового черешка. Черешок листа длинный, часто длиннее, чем пластинка, и широко сплюснут… Это и есть причина того, что от малейшего ветерка лист начинает дрожать. Так объясняется это явление ботаниками. Народ твердит свое, слепо веруя преданиям предков и не наводя справок о том, растет ли в Святой Земле этот вид из подсемейства ивовых… Народ упрямо верует, что на этом дереве повесился Иуда-предатель. С тех пор осина со всем нисходящим потомством, во всех странах света была неправедно проклята. При этом забыли, что она приносит сравнительно с другими древесными породами наибольшую человечеству пользу, особенно нашему русскому. В деревнях из нее вся домашняя посуда, а в городах - даже и та бумага, на которой печатаются эти строки”. Кроме того, осина - и лучший материал для дуг. И она действительно имеет свойство сохранять капусту - благодаря особенностям своей коры.

Не убирай в дому, когда хлеб в печи, - достатка не будет. - Во время выпечки хлеба запрещалось и выходить из дому, и даже шуметь. Все это связано с тем, что к хлебу относились как к живому (одухотворенному) существу. Выйдешь из дому - хлеб обидится, что его оставили в одиночестве. А шум может его испугать. Что же касается уборки, то это просто оскорбление хлеба! На бытовом уровне поверье толкуется как полезное и рациональное: не надо делать несколько дел сразу - ни одно не удастся. Тем более такое сложное, как выпечка хлеба, требующая постоянного присутствия хозяйки у печи.

Соль в огонь просыпать - к ссоре. - Поверье очень близки к одному из предыдущих: “соль просыпать - к ссоре”. Но если, просыпав соль на пол, можно собрать ее и бросить через левое плечо в глаза искусителю, то, просыпав в огонь, ее уже не соберешь. И тогда искуситель устраивает ссоры с ближними. Бытовой же смысл поверья заключался в дороговизне соли.

Записан
YULY
Юлия.
Администратор
Почетный написатель
*****
Offline Offline

Сообщений: 15713



« Ответ #10 : 09 Март, 2010, 15:25:44 »

Поперхнулся за столом - значит, кто-то к обеду спешит. - Торопливость в принятии пищи переносится на торопящегося гостя. Все, что происходит за столом, толкуется широко и иносказательно. “Сколько за столом, столько и в Царстве Небесном”, и потому не спеши, относись к еде с уважением. Любое происшествие за столом - не случайность, а знак свыше. Поспешность за едой всячески осуждалась - такой, например, шуткой: “Ест, аж заталкивается, чтобы другому не досталось, если успеет”.

Хлеб не выпекается, сырым остается - к разлуке или к разорению. - В предыдущих случаях мы имели дело с отношением человека к хлебу, а в данном случае - с отношением хлеба к человеку. Считалось, что при выпечке каравая души умерших питаются запахом, который при этом исходит (то есть духовной субстанцией пищи). Хлеб не выпекается - значит, души предков не нуждаются в кормлении, покинули печь и дом. А тогда уж жди любой беды.

Каша выходит из горшка к выходу из печи - это к несчастью, а если к дальней стене - к изобилию. - Несмотря на то, что в этом поверье собрано сразу три символа (каша, горшок, печь), суть его довольно проста, ибо строится на внешнем сопоставлении: к выходу из печи - значит, и к выходу из дому, а к стенке - значит, в доме прибавится, изобилие будет. На мистическом уровне это толкуется как деяния обитающих в печи духов: выталкивают они пищу или оставляют себе, тем самым, выражая благосклонность.

Посуду с питьем нельзя держать открытой - вражья сила поселится. В оставленной на ночь открытой посуде с питьем нечистая сила резвится. - Подобные поверья встречаются часто (иногда с конкретизацией вреда от не-чистой силы: “черт в ведро плюнет”). Считалось, что открытые, незащищенные сосуды подвержены нападению всякой нечисти чаще, чем закрытые. Автору этих строк довелось перевести с украинского языка - для книги “Сказки, легенды, мифы и предания славян” - несколько подобных случаев, рассказанных “очевидцами”. На самом же деле суть поверья в том, что воду (как и прочее питье) надо закрывать, чтобы не попадали в нее мошки, мухи, пыль и т.д.

Если за столом попросят передать соль, обязательно надо улыбаться, передавая, - не то поссоритесь. - Потаенный смысл совета кроется в том, что передающий рискует просыпать соль, - и тогда он невольно рассердится на попросившего. Чтобы этого не случилось, улыбайтесь, не нервничайте. К тому же улыбка - непременный атрибут застольного этикета, проявление хороших манер. Об осторожности в поверье даже и не упоминается: все знали, что, передавая солонку, надо опасаться уронить ее или опрокинуть. Так сделал Иуда во время Тайной вечери. Плачевный результат этой оплошности известен.

Соль рассыпать - к ссоре. Собери посыпанную соль в щепоть и брось через левое плечо, смеясь при этом - тогда все обойдется. - Соль - один из наиболее древних пищевых оберегов. В этом качестве она известна с добиблейских времен. То, что она не портится от времени, позволило относиться к ней как к символу вечности. На Руси соль долгое время была дорогой, что способствовало отношению к ней как к очень ценному продукту. Соответственно просыпать соль - значило навлечь на себя гнев. Считается, что соли боится нечистая сила. Именно поэтому возник обычай встречать гостей хлебом-солью - символом благополучия (хлеб) и оберегом от темных сил (соль). Тот, кто отведал с тобой хлеба-соли, не может быть врагом. Просыпать соль - значит способствовать торжеству враждебных сил. Чтобы этого не случилось, надо или трижды сплюнуть через левое плечо, или бросить через левое плечо щепотку соли. Считалось, что именно за левым плечом - искуситель. И раз уж ты просыпал соль, то брось в него - не огорчаясь, а смеясь. Смеяться рекомендовано традицией по двум причинам: во-первых, не должно выказывать лукавому своего страха и уныния; во-вторых, не надо излишне огорчаться из-за какой-то потери - можно навлечь этим еще большую потерю. К то му же у смеющегося человека непроизвольно улучшается настроение, что и помогает ему избежать “запланированной” ссоры.

Записан
YULY
Юлия.
Администратор
Почетный написатель
*****
Offline Offline

Сообщений: 15713



« Ответ #11 : 09 Март, 2010, 15:27:54 »

За кем допиваешь, того грехи принимаешь. - Помимо мистического смысла, в данном случае допустимо и самое простое объяснение: допивая из чужого стакана, можно заразиться (принять чужие грехи).

Пересаливает женщина еду - значит, влюбилась. - Связано с одним из любовных заговоров, который предполагает соление пищи для возлюбленного: чтобы все получилось, девушка соли не жалела. Один из свадебных обрядов требовал, чтобы пищу для родителей жениха солила невеста; в этом случае, дабы ее не заподозрили в жадности, она бросала соли в горшок побольше. В подобных случаях пересол был следствием не ошибки, а умысла, первопричина которого - в желании добиться любви. Кстати, не столь давно в печати появилось и еще одно пояснение, проливающее свет на эту давнюю примету. Оказывается, в состоянии влюбленности женский организм ощущает нехватку соли, - поэтому женщина и пересаливает пищу, сама того не ведая, ибо то, что солоно для других, ей кажется в самую пору.

Отрезав ломоть, не втыкай нож в каравай, - это к голоду. - Примета отражает особое отношение к хлебу, о чем мы уже не раз говорили. Исследователь народного творчества А.Л. Топорков отмечает и еще ряд примет: “Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим: заберешь его счастье, силу. Нельзя есть за спиной другого человека - тоже съешь его силу. Давшего во время еды хлеб со стола собакам ожидает бедность” и т.д. А воткнутый в хлеб без дела нож - это кощунство. Хлеб может обидеться и лишить дом своего покровительства.

Скорлупу от съеденного яйца надо раздавить на мелкие части. Если она попадает в воду, то русалки построят из нее кораблики. Оставишь не раздавленную скорлупу на дворе - сорока из нее воды напьется, а у тебя лихорадка будет. - Причина этих двух поверий проста. Выброшенную в воду скорлупу склевывают утки, “наклевывая” и собственные яйца. А к не раздавленным скорлупкам, валяющимся на дворе, может пристраститься собака или курица - и потом портить настоящие яйца. Вот и появилась угроза лихорадкой - для пущей острастки.

До Иванова дня женщины ягод не едят, а то дети умирать будут. - Запрет построен на том, что не все ягоды к этому времени созревают, а незрелые ягоды опасны для здоровья. С другой стороны, созревшие ягоды, пока их немного, в первую очередь отдают именно детям. Поэтому поверье отчасти трактуется и как напоминание: сначала накорми ребенка (”чтобы он не умер”), а уж потом ешь сама.

Записан
YULY
Юлия.
Администратор
Почетный написатель
*****
Offline Offline

Сообщений: 15713



« Ответ #12 : 09 Март, 2010, 15:31:08 »

Хлеб в печи раздвоился - к отъезду кого-то из домочадцев. - Имеется в виду отслоение части каравая от целого. Хлеб - символ единства семьи: о том, кто оказался вне семьи, говорят: “отрезанный ломоть”. И по ассоциации “раздвоение каравая - раздвоение семьи” делают предположение, что кто-то может уехать.

В начале и в конце обеда съесть кусочек хлеба с солью - к счастью. - Хлеб-соль - не только символ гостеприимства, но и магический оберег. Считалось, что соль защищает от нечистой силы и ее полезно съесть вместе с другим святым продуктом - хлебом. Само происхождение слова соль связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца - Солонь (так, кстати, назывался македонский город - ныне греческий порт Салоники); “идти посолонь” (старинное выражение, еще бытующее кое-где) - означает: “идти по Солнцу”. “Хлеб да соль!” - традиционное пожелание добра, достатка, хорошего аппетита. А хлебосольство близко по значению к гостеприимству. Наконец, еще одно пояснение к этой примете: если можешь перед обедом хлеб с солью съесть - значит, голоден; а если и после обеда можешь - значит, не переел. Хорошая примета.

Ладонью крошки со стола не смахивай, а то этой же ладонью крошки просить придется. - Запретительное поверье, подчеркивающее уважение к хлебу. Даже крошки надо собрать и съесть. Или птицам отдать, но ни в коем случае не смахивать на пол.

Бумагой стол вытирать - к ссоре. - Поверье это не столь уж старинное, но основано оно именно на старинном уважении к столу, который надо не просто вытереть, а тщательно вымыть, и протереть не кое-как, а бережно, предназначенной для этого мягкой тряпочкой или даже полотенцем. Поверье основано и на ассоциации: шум, шелест бумаги - шум ссоры.

На Воздвиженье соленые огурцы надо встряхивать в кадке - тогда они будут лучше храниться. - Засоленные огурцы желательно встряхивать не только на Воздвиженье. Но тут мы имеем дело с частым в народе обыгрыванием слов: Воздвиженье - двигать, передвигать. Точно так же в народе говорят: на Тихона Солнце тише идет. В этом случае игра слов отражает астрономическое явление: к концу июня Земля действительно вращается вокруг Солнца со скоростью, которая на 3600 километров в час меньше, чем в начале года.

Если солонину готовить во время новолуния, то она скоро испортится. - С новолунием в народе связана порча почти всех продуктов питания. Это не случайно, ибо многие предания и мифы строятся на том, что Луна - это планета мертвых, там обитают их души, улетевшие с Земли; соответственно свет Луны - это мертвый свет, отрицательно влияющий на все живое. В этом смысле Луна противопоставляется животворящему Солнцу. “На возрастающей Луне” (от новолуния до полнолуния) свет ее активнее, чем “на уходящей Луне”. Поэтому и все заготовки продуктов в это время обречены на неудачу. Есть некоторый резон прислушаться к этой примете, основанной на опытных народных наблюдениях, ибо в разные фазы Луны некоторые процессы (в том числе засолка) протекают по-разному.

Записан
YULY
Юлия.
Администратор
Почетный написатель
*****
Offline Offline

Сообщений: 15713



« Ответ #13 : 09 Март, 2010, 15:32:50 »

Ложку на столе после обеда забыть - к гостю. - Эти и многие иные приметы и поверья, связанные с гостем, основаны на нераздельности гостя и угощения, пищи. Оставить ложку на столе после того, как все уже сыты, отобедали, можно только для гостя. Отметим и частичную перекличку этой приметы с поверьем о двух кусках хлеба: начал есть второй кусок, когда первый еще недоеден, - значит, кто-то близкий голодает. То есть все, что случайно оказалось за столом лишним, - для другого или в память о другом. В день поминовения близкого человека для него даже ставили отдельный прибор.

Не ешь во время учения: заешь выученное. - Это же поверье относится и к чтению во время еды. Суть его основана на фи-зиологии: во время еды кровь приливает к желудку, а не к мозгу, поэтому выученное “заедается”, то есть попросту не воспринимается, не запоминается. В поверье отражено и уважительное отношение к еде, к самому процессу приема пищи, который в народе достаточно строго регламентирован: когда, где и как можно есть.

Горшок с кашей в печи треснул - не к добру. - Горшок с кашей - один из символов благополучия в доме. Уважительное отношение к горшку в печи усиливается еще и тем, что он круглый и горячий (отзвуки обожествления Солнца). С помощью печного горшка (как и веника) переносили из старого жилища в новое домового. Печной горшок нередко использовался и при гадании, для связи с душами умерших. Но и без этой древней мистики горшок с кашей, треснувший в печи, - конечно, не к добру: о каком добре может идти речь, если и семья без каши осталась, и горшок новый покупать надо.

Не ешь горох натощак - кого-нибудь сглазишь. - Поверье связано с двояким отношением к гороху. С одной стороны, это один из магических символов плодородия (не случайно им обсыпают невесту, желая новой семье много детей). С другой стороны, горох - еда достаточно тяжелая и добавляться должна в пищу понемногу. Завтрак, начатый с гороха, может испортить человеку настроение на весь день. А это плохо отразится и на отношении к окружающим
Записан
YULY
Юлия.
Администратор
Почетный написатель
*****
Offline Offline

Сообщений: 15713



« Ответ #14 : 09 Март, 2010, 15:36:21 »

Если петух важно ходит у дверей и кричит, жди в гости незнакомца.

Кукушка у древних славян считалась за воплощение богини Живы – богини мировой жизни и весны, плодородия и любви, богини, которая воплощает жизненную силу и противостоит мифологическим воплощениям смерти. Само имя её родственно “всему, что служит условием жизни”: “жито”, “живность”, “живот” и т.д.

Кукушка прилетает из вирия, т.е. из той заоблачной страны, откуда нисходят души новорожденных, куда удаляются усопшие и где пребывают девы судьбы. Таким образом, кукушка ведает часы рождения, брака и смерти. И в наши дни, услышав кукушку, к ней обращаются с разными вопросами.

Замужние жещины спрашивают, сколько будет у них детей, и как долго они проживут в браке. Девушкам интересно, как скоро они выйдут замуж. И, разумеется, всем небезразлично, сколько лет остается жить им на белом свете. Ответы кукушки признаются за пророчество, посылаемое свыше.

На самом деле, поскольку кукушка признается птицей вещею, небесной посланницей, то круг тем, которыми она ведает, неизмеримо шире. В древности, например, у нее выспрашивали время начала гроз и дождей. По её голосу земледелец судил о будущем урожае: если она закукует при восходе солнца и на зеленом дереве, то год будет урожайным, а если она закукует на ночь и на голом дереве – будет голод и мор.

Весною, заслышав первый раз кукушку, крестьяне спешили побрянчать деньгами для того, чтобы они не переводились до следующего года. Если же в этот момент денег не было при себе, то это считалось верной приметой, что их не будет и в продолжение целого года.

Кто впервые услышит кукушку натощак, тому настоящий год сулит несчастья; такому человеку не следует закармливать скотину: не то голодать ей всю зиму! Своим криком кукушка прогоняет град, бури, безплодие и дороговизну.

Зеркало всегда рассматривалось славянами как символ удвоения действительности и как граница между земным и потусторонним миром. К наиболее устойчивым и широко распространенным у всех славянских народов обычаям относится обычай сразу после смерти завешивать зеркало каким-нибудь полотном, отворачивать его к стене или даже выносить из помещения, в котором находится покойник, что как раз и объяснялось страхом перед открытой границей в потусторонний мир.

Завешивание или отворачивание зеркала, как и запрет в него смотреться действует также относительно какого-нибудь опасного времени, например, в полночь или во время грозы. Считается опасным смотреться в зеркало после полуночи, т. к. “увидишь дьявола”, а особенно страшно – в страстную пятницу. Верят, что “смотреться на ночь в зеркало – накликать на себя беду. Славянские традиции предписывают женщине не смотреться в зеркало во время менструации, беременности и в послеродовой период.

У всех славян известен запрет подносить ребенка в возрасте до одного года к зеркалу. Полагают, что ребенок может испугаться своего отражения, и он после этого будет плохо спать или видеть дурные сны. Если младенца поднести к зеркалу до официального крещения и наречения ночью, то это может навлечь на него несчастье. В других местах считают, что “до года ребенка в зеркале не показывают, а то долго говорить не будет”.

Во всех перечисленных случаях опасность состоит не только в соприкосновении через зеркало с потусторониим миром, но и возможности раздвоения между миром людей и миром иным и таким образом превращением в колдуна, ведьму, упыря и т.п.

То же касается и запрета, существующего и в наши дни: есть перед зеркалом – иначе “красоту свою съешь”. Считается, что отражение через “окно” в потусторонний мир “втянет”, отнимет красоту оригинала.

Записан
YULY
Юлия.
Администратор
Почетный написатель
*****
Offline Offline

Сообщений: 15713



« Ответ #15 : 09 Март, 2010, 15:37:56 »

Наверное, самые суеверные люди на свете - это космонавты. Достоверно известно, что Сергей Королев не любил старты по понедельникам и всегда переносил дату, если она падала на понедельник. Почему – так и осталось большой загадкой. Тем не менее, в советской, а сейчас в российской космонавтике понедельник стал чуть ли не официальным “не стартовым” днем. А вот самое забавное суеверие космонавтов. На космодроме в Плесецке перед запуском ракеты-носителя на ней обязательно пишут “Таня”. Говорят, это имя вывел на первой ракете влюбленный в некую Таню офицер. Говорят даже, что однажды, когда забыли вывести на корпусе счастливое имя, ракета перед стартом взорвалась.

Записан
Страниц: [1] Вверх Главная 

Магазин на Подворье


Инкубаторы
Кормушки
Поилки
Зерно, комбикорма
Клетки для перепелов
Балконные погребки
Пчеловодам
Термоодеяла
Сепараторы
Маслобойки
Прялки
Оборудование для убоя и ощипа птицы
Запчасти для инкубаторов, бильные пальцы и др.

Сделать заказ>>>

Рекомендуем



Лучший хостинг для вашего сайта
Развивайте свой сайт!
Домены в зоне РФ по 99 рублей
Домены в зоне RU от 89 руб.

Расширенный поиск

Новости партнеров

Реклама

загрузка...

Собаки для загородного дома

Площадка
Ветеринарный раздел
Выращивание щенка
Породы собак
Выставки собак
Приюты для животных
Нужна помощь
Продажа щенков