И.Е. Овсинский. Самостоятельность растений по отношению к земледелию

   «Психическая жизнь, говорит проф. Гецкель в своей лекции (Вена 22.03.1878), в обширном значении этого слова есть общий признак всех органических клеток». Если это так, то мы не можем оспаривать психическую жизнь у растений, так как низшие растения представляют из себя простые клетки, тело же высших растений состоит из множества клеток, как и тело высших животных. Только у последних разделение труда клеток и централизация их несравненно более развита чем у первых.
    Господствующая форма организации тела животного есть монархия клеток, тела же растений — республика. Так как отдельная клетка более самостоятельна в теле растения, чем в теле животного, то и психическая жизнь проявляется в первом менее ясно, чем во втором. По этой причине только некоторые натуралисты обращали внимание на проявление психики у растений. Из числа этих натуралистов в особенности нужно отметить творца психофизики, проф. Фехнера из Лейпцига, который науку о душе растений изложил в целом ряде гениальных сочинений.
    Более того, растения могут в соответствии с полученной информацией управлять своим развитием, или, как говорит доктор Шокальский, своим внутренним хозяйством. Это обстоятельство каждый земледелец должен обязательно принимать во внимание.
   Возбудимость обнаруживается не только в отдельной растительной клетке, но и в растении в целом, так как протоплазма каждой клетки с помощью нитеобразных отростков контактирует с протоплазмой соседних клеток. Поэтому неудивительно, что раздражение одной части растения передается другим его частям, то есть растение, по словам доктора Льюиса, «составляет одно чувствующее существо».
   Имеется достаточно фактов, показывающих, что растения обладают своего рода внутренним чувством, в силу которого способны самостоятельно управлять своим развитием, часто идущим вразрез с желанием и волей выращивающего их человека. Факт поворачивания за солнцем корзинок подсолнечника общеизвестен. По П.А. Вите соцветия подсолнечника, обращенные вечером в сторону заходящего солнца, уже через час после захода вновь поворачиваются к восходу, чтобы утром снова повторить движение за солнцем.
   Многие растения обнаруживают чувственность к влажности воздуха. Например, живокость не закрывает вечером цветки, если на следующий день будет влажная погода. Многие из цикориевых не распускаются утром, если предстоит дождь. Dimorphoteca всегда перед дождем закрывает цветки, но если дождь начинается внезапно, цветки остаются открытыми, как бы застигнутые врасплох. Бело-фиолетовые цветки Calendula pluvialis закрываются, как правило, за 3-4 часа до дождя. Таким образом, наряду с растительными часами и растительным компасом мы имеем также и растительный гигрометр.
   Дарвин утверждает, что кончик корня, управляющий движением смежных с ним частей корня, без преувеличения можно сравнить с мозгом низших животных. В этой совмещении впечатления на другие части он видит самое разительное сходство между растениями и животными.
   Вообще в пору цветения и оплодотворения растений можно наблюдать много различных интересных движений, например в тычинках. В роду крапивных и шелковичных, свернутые в цветочных почках пылинки при созревании быстро и энергично освобождаются, разбрасывая пыльцу вокруг на расстоянии более фута. Каждая из тычинок руты наклоняется к рыльцу пестика, оставляет там свою пыльцу и возвращается в прежнее положение. Такое же явление отмечается и у белозера (Parnassia palustris) и у барбариса.

     Итак, в жизни растений мы замечаем явления, заслуживающие более серьезного внимания. Они доказывают, что мы не имеем права говорить о растениях как о бездушных минералах. Профессор Шокальский, обнаруживая привычку растений (mimosa, acacia lophauta) сворачивая свои листочки ко сну и регулярно просыпаться, говорит: «Привычка непременно требует от высшего механизма чего-нибудь такого, к чему единственно он может привыкнуть, а этим может быть разве только основа деятельной самобытности растения, управляющей целым своим внутренним хозяйством. Крайние материалисты стараются не замечать ее, или же, хотя и видят, но совершенно игнорируют ее, потому что для них механизм — полубог.

     Вследствие этого перед земледельцами встает вопрос, как учитывать в своей деятельности самобытность растений. Прежде всего, нужно определить, где может произойти столкновение между самобытностью растений и целью хозяина, в каком случае управляющее своим внутренним хозяйством растение может привести земледельца к разочарованию, может уничтожить все его усилия и стремления и дать ему вместо ожидаемой прибыли одни убытки.

     Чтобы ответить на этот вопрос, следует вспомнить цель, ради которой земледелец выращивает растения. Главной целью деятельности земледельца является получение плодов и семян. Правда, растения выращивают также ради стеблей и листьев или ради клубней и корней. Но главным основанием нашего существования всегда будет зерно.

     Следовательно, все старания земледельца направлены в основном на получение генеративных органов растений, цветков, плодов и семян. Если бы деятельная самобытность растений, управляющая их внутренним хозяйством, стремилась бы к той же цели, то достаточно было бы как следует обработать и, в случае надобности, удобрить почву, чтобы получить желаемый результат. Однако ежедневная практика опровергает теорию, поучающую нас в том, что только исключительно при помощи надлежащей обработки и удобрения мы можем получить максимальный урожай.

     Плодородные нивы Подолии и Украины слишком часто доказывают нам эту истину, потому что там идеальные условия дают земледельцу вместо большого количества хорошего зерна, массу малоценной соломы.

     Каждый из нас, встречая в садах прекрасно растущие черешни, яблони, груши, которые не давали плодов. И, наоборот, часто двулетние растения наносят земледельцу ущерб, вследствие того, что слишком рано, уже на первом году производят семена, как, например, известное выбрасывание семенной стрелки у свеклы, лука.

     Эти факты ясно показывают, что изобилие питания в почве само по себе вовсе не в состоянии обеспечить урожай. Для того, чтобы получить желаемый урожай нужно сообразоваться еще с одним фактором, а именно, с деятельной самобытностью растения.

     Действительно, только способностью растений управлять своим внутренним хозяйством можно объяснить тот факт, что фруктовые деревья не хотят родить на хороших землях, что хлебные злаки на плодородных нивах дают солому вместо зерна. Виноград, дающий обильные урожаи на побережье Средиземного моря, перестает родить в Индии, несмотря на то, что там более благоприятные условия для произрастания и пр., и пр.

     В то же время, растения, обитающие в расщелинах скал, обильно цветут и дают семена, хотя корни их зажаты в ограниченном пространстве и с трудом обеспечивают растения питанием.


     Как видим, в благоприятных условиях растения вовсе не стремятся производить цветы, плоды, семена. Происходит это потому, что образование плода истощает силы растения и часто становится причиной его гибели. «Семена — пишет профессор Забель — для своего образования требуют большего количества пищи, вследствие чего, если семена не развиваются, то другие органы растения будут менее истощены, и само растение будет развиваться лучше. Так, например, японская лилия формирует более мелкие луковички, если искусственным опылением довести ее до образования спелых семян».

     По этой причине, растущие в хороших условиях и здоровые растения стремятся, главным образом, к развитию вегетативных органов: хлебные злаки сильно кустятся, фруктовые деревья израстают в листья и ветви, виноград в Индии вместо гроздей дает массу побегов.

     Только растения, находящиеся в стесненных условиях, или существованию которых угрожает опасность, производят семена для того, чтобы этим единственно доступным для неподвижных растений путем, перенестись в лучшие условия обитания. Старые растения, которым угрожает смерть, также производят семена для того, чтобы обновиться и защитить свой вид от гибели.

     Потому, сдавленное расщелиной скалы растение, так обильно образует семена, что оно питает надежду с каменистой почвы перенестись при  посредстве семян в лучшие условия, так как не в состоянии переноситься иным образом, как например это делает плазмодий миксомицетов, или наделенное движением животное.

     Неудовлетворенность своим положением, страдание — вот причины, по которым цветы цветут и производят плоды и семена.

     Убожества, нищета в человеческом обществе до известной степени тоже способствуют размножению. Больше всего близнецов родиться в Ирландии. Наоборот, слишком упитанные животные проявляют меньше половой страсти, например, зажиревшие куры перестают нестись…

    Таким образом, мы, убежденные в том, что природа улыбается нам цветением, должны знать, что причиной этой улыбки есть боль.

     Во время моего путешествия в Южно-Уссурийском крае в лесах с неимоверно пышной и густой растительностью я встретил разительные примеры того, как растения вырываются на свободу, стремясь к «земле обетованной» при помощи семян.

     Как мы уже говорили, нежелание растений образовывать семена объясняется тем, что этот процесс значительно истощает растение, а часто становится даже причиной его смерти. Подобных фактов в растительном мире можно найти множество.

     По этой причине на полях кустятся и не хотят дозревать хлеба, подвергаясь вследствие этого болезням (ржавчина) и производя в конце — концов очень мало и плохого зерна. В огородах израстают в листья овощи (огурцы, дыни), в садах не плодоносят фруктовые деревья, в оранжереях не хотят зацветать цветы…

     Поэтому человек должен применять известные средства, чтобы заставить растение цвести и давать плоды, ибо без этого самая лучшая обработка и удобрения никчему. Все эти средства имеют цель нанести растению боль и тем самым заставить его приносить плоды.

     Бесплодные фруктовые деревья садовники заставляют давать плоды следующими способами: кольцеванием, надрезанием ствола, размозжением коры и молодых веток, обтягиванием ствола и стебля травянистых растений проволокой, лишением растений влаги (пересушиванием), что применяется к израстающим в листья огурцам, дыням, а также к луковичным цветам, выдерживанием кактусов зимой при температуре 40С в течение нескольких недель перед Рождеством, после чего они лучше цветут, примораживанием молодых корешков, употребляемых в пищу артишоков, разбиванием веточек грецких орехов при сборе шестами, после чего они плодоносят гораздо обильнее, сверлением ствола фруктовых деревьев, расщеплением корней. Причем в щель вкладывается камешек, чтобы растравить рану, посевом старых, с ослабевшей силой, семян огурцов и дынь, повреждением корней многолетних злаков путем разрезания и приподнимания дерницы.

     Растения неимоверно чувствительны к тем пыткам, которым подвергает их человек и мстят ему за них цветением и плодами. Наоборот, растения, возделываемые не ради семян, садовники выращивают по возможности в самых благоприятных условиях. Так, например, свеклу и лук сеют в хорошо прогретую землю, потому что в холодной земле они стрелкуются. С другой стороны, посев овса и гороха в холодную землю способствует большому урожаю зерна. В Архангельской губернии, где на излишек тепла у крестьян есть поговорка: «когда май холодный, то год не голодный».

     Фактор борьбы за существование имеет для земледельцев большое значение. Выращивая тысячи растений, они не в состоянии применять к ним средства, употребимые садовниками. Только принуждая соответствующим образом растения вести борьбу за существование, можно получить более обильное и более раннее плодоношение. Однако следует помнить, что слишком напряженная борьба за существование может быть причиной гибели растений, или полученное зерно будет мелкое и плохого качества. Поэтому, загущая растения с целью заставить их вести борьбу за существование, в то же время нужно возле них оставлять свободное пространство, чтобы обеспечить растения достаточным количеством света и как бы побудить их к образованию тяжёлого зерна в надежде, что оно упадет тут же на свободное место.

     В противном случае, густо растущие растения производят, как правило, легкие семена, чтобы ветер мог унести их на свободное пространство. Это мы видим на примере густо растущих репейников, бодяков.

     Система земледелия, основанная на саморегулировании растений, применяется в хозяйствах уже несколько лет. Она заключается в том, чтобы:

1)      растения росли густо, вследствие чего они вынуждены вести борьбу за существование;

2)      чтобы они имели возле себя свободное пространство и, следовательно, изобилие света и питания.

     Выполнить эти, на первый взгляд, противоречивые требования было нелегко. Высеваемое зерно падает на землю кучей по нескольку зерен. Пуская затем корешки, растеньица теснят друг друга и сразу развиваются ненормально. Они тонки внизу как ниточки, и слабые стебли не могут удержать растения, которые полегают при первом же ветре. Разве что следовало их подпирать, как это делают ростовские огородники с густо посеянным в рядке горошком. Но при полевой культуре это невозможно. Поэтому сеялка DROME, сеющая вышеуказанным образом потерпела фиаско в России, куда ее выписал редактор журнала «Сельский хозяин». Следовательно нужно было найти способ посева хлебного зерна густо, но вместе с тем, чтобы каждое зерно высевалось отдельно, по одиночке. К счастью, теперешняя техника стоит высоко, что этот вопрос может быть разрешен надлежащим образом.

    Поэтому уже осенью 1895 года результаты нового способа посева, введенного мною на полях Гриноуцкой (Бесарабия) земледельческой школы, были настолько заметны, что обратили на себя всеобщее внимание.

     Когда школьное хозяйство посещал уполномоченный Министерства земледелия г. Бертенсон, то я прежде всего повел его на поля, засеянные обычным способом и попросил, чтобы он внимательно присмотрелся к метелкам. После этого мы перешли на рядом лежащее поле, засеянное тем же сортом овса, но новым способом посева, и метелки оказались в два раза больше. Не было почти ни одной меньше 1/3 аршина, и урожай в данном случае тоже был в два раза больше.

     Такие же результаты получились при посеве ячменя, яровой пшеницы. Растения, посеянные по новой системе, были выше, раньше созревали, меньше поражались ржавчиной, давали прекрасные колосья без так называемого подгона, зерно было ровное, тяжелое и дородное, при очистке отходов почти не было.

     Озимь, посеянная осенью того же года, была настолько великолепна, что местные земледельцы съезжались со всех сторон, чтобы посмотреть на нее.

     Осенью я уехал из Бесарабии, после чего посевы в школе осматривали г-н кишиневский губернатор и председатель губернской земской управы г-н Кристи. «Посевы произвели фурор», — писали мне попечитель школы г-н Казимир из Черпелевки, который показывал их.

     Действительно, в Подольской губернии и в Бесарабии я не встречал больше таких прекрасных ржи и пшеницы. Именно рожь в следующем 1895 году достигла неимоверной высоты — 3 аршина и больше. Несколько таких громадных кустов сеянной мною ржи, взятых с полей школы, я показывал участникам подольского земледельческого съезда в Проскурове. Такого громадного хлебного растения никто из них до сих пор не встречал.

     Подобные же результаты я получил в прошлом 1897 году в Подольской губернии, возле Каменца, где я тоже ввел новую систему.

     Ввиду напряженной конкурентной борьбы с другими странами и ввиду увеличивающегося народонаселения, новой системе предстоит играть заметную роль. Достоинства новой системы земледелия, основанной на саморегуляции растений и на новых началах обработки, состоит в следующем:

1)     она уменьшает затраты на обработку и посев более чем наполовину;
2)     увеличивает урожай (иногда вдвое);
3)     новая система регулирует влагу в почве, вследствие чего растения во время засухи всходят и растут без дождя;
4)     в годы с излишне дождливым летом растения меньше страдают от избытка влаги;
5)     бактерии находят в почве самые благоприятные условия развития, размножаясь с неимоверной быстротой, они, собственно говоря, обеспечивают эффективное плодородие земли (часто сильное);
6)     газы, влага, споры бактерий, различного рода пыль, поглощаются из атмосферы самым энергичным образом;
7)     созревание растений ускоряется, вследствие чего они меньше страдают от болезней, как например, ржавчина, меньше выгорают на юге и вымерзают на севере;
8)     растения часто достигают исполинской высоты;
9)     зерно получается более дородное и более тяжелое;
10)растения не полегают так, как при посеве по старой системе.

Ввиду этих достоинств новой системы земледелия, не удивительно, что как поля Гринауцкой земледельческой школы, так и хозяйство возле Каменец-Подольска были посещены многими земледельцами и представителями власти. Кроме того, 1 октября 1896 года наше хозяйство посетили по распоряжению Министра земледелия уполномоченные Министерства г-да Мациев и Праховский. В июле же 1897 года наше хозяйство осматривали по поручению Министерства г-да Мациев и Бертенсон.

     Ввиду больших достоинств новой системы земледелия мы считаем обязанностью познакомить с ней более обширный круг читателей. Труд мы делим на две части. В первой из них мы дадим наставления по обработке почвы на новых началах, во второй укажем на способы посева различных культур. 

Читайте также

Бессмысленное переворачивание почвы глубокой обработкой вызвало не менее бессмысленную конструкцию плугов, грубберов, культиваторов и т.д.
Орудия эти, как справедливо заметил Дегерен, должны быть в музеях древностей, наряду с осмоленным колом древних народов, но мы однако не перестаем платить за них наши трудовые деньги.

Многие исследователи видят причину пышного развития растительности древнего мира в том, что тогда атмосфера была богаче угольной кислотой, чем теперь. Поэтому Либих, придерживался мнения, что, если мы желаем получить максимум урожая, в короткий вегетационный период, то мы должны искусственно обогатить атмосферу угольной кислотой.

При обработке почвы мы должны обращать внимание на температуру главным образом с двух позиций: 1) с позиции атмосферной ирригации и 2) с позиции нитрификации.

Растения, которые мы собираемся возделывать, только тогда хорошо вырастут и дадут желаемый урожай, когда мы, кроме учета их деятельной самобытности, о чем мы говорили в первой главе, создадим для них в почве соответствующей обработкой изобилие нужной им пищи в легко усвояемом корнями состоянии. Иначе растения будут развиваться плохо и вместо ожидаемой пользы принесут убытки.

Перечисленные в предыдущей главе питательные вещества находятся в меньшей степени в атмосфере, и в большей —  в почве.
     Атмосфера состоит из смеси газов, в которой присутствуют твердые тела в виде пыли, вместе с чрезвычайно  важными для земледелия спорами бактерий. Самую главную часть атмосферы составляет механическая смесь из 20,81 частей кислорода и 79,19 частей азота, называемая воздухом. Как видим, воздух представляет собой громаднейший запасник самого дорогого из питательных веществ растений – азота.
     Кроме азота и кислорода в атмосфере и другие газы. Так, например, под влиянием сильного электрического разряда кислород принимает форму, которая называется озоном, и отличается от кислорода характерным запахом и специфическими свойствами. Озон всегда присутствует в атмосфере, но в разных количествах, в зависимости от времени и места.

Обработку под яровые хлеба я начинаю сразу же после уборки. Только при выполнении этого условия можно рассчитывать на максимальный урожай.