Форум
Объявления
 

Последние сообщения

Пользователей
  • Всего пользователей: 29115
  • Последний: marinamarina
Статистика
  • Всего сообщений: 1717570
  • Всего тем: 6416
  • Сегодня онлайн: 89
  • Максимум онлайн: 2174
  • (09 Октябрь, 2015, 11:03:34 am)
Сейчас на форуме

Календарь праздников

праздники сегодня

Автор Тема: Азбука фотолюбителя  (Прочитано 12410 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн MarinaW

  • Пользователи
  • Почетный написатель
  • *****
  • Сообщений: 9236
  • Сказали спасибо: 126
Азбука фотолюбителя
« : 25 Февраль, 2008, 13:23:00 pm »
"Аберрация.
 Англ. Aberration
 Искажение изображения, вызываемое несовершенством реальной оптической системы.

Автоматическая установка экспозиции. [Automatic Exposure, AE]
 Заложенная в микрокомпьютер камеры программа, автоматически подбирающая экспозиционные параметры или экспозиционную пару (выдержку и диафрагму) на основе информации экспонометрического устройства об освещённости и (реже) автофокусировочной системы о расстоянии до объекта съёмки. Современные многосегментные встроенные экспонометры позволяют компьютеру камеры достаточно уверенно определять и характер объекта, чтобы подобрать оптимальную диафрагму или выдержку.
 Обычно обозначается ""Р"", в ряде случаев - ""зелёная зона"" (Canon), ""зелёная программа"" (Pentax) и т.п. Иногда встречается вариант этой программы, подбирающий более короткую выдержку (напр., ""Рн"" на Nikon F4, ""high"" на Pentax серии SF). Многие зеркальные камеры позволяют изменить подобранную компьютером экспопару, сохраняя ту же экспозицию (напр., 1/500 с f/11 на 1/250 с f/16). Изменяемая АЭ разными фирмами называется по-разному, напр., Flexible Program (""гибкая программа"", Nikon), Program Shift (сдвиг программы, Canon). АЭ может дублироваться: напр., на многих камерах Canon EOS помимо ""зелёной зоны"" в группе сюжетных программ имеется и изменяемая АЭ.

Автоматическая Экспозиционная Вилка.
 Англ. AEB (Auto Exposure Bracketing)
 Pежим, позволяющий сделать серию снимков с определенным шагом экспозиции. Один снимок делается с нормальной экспозицией, один или несколько с недодержкой и один или несколько с передержкой. Величина недодержки или передержки определяется установками камеры. Например: задав серию из 3 снимков с шагом в одну ступень, вы получите один снимок с нормальной (установленной вами или по экспонометру камеры) экспозицией, один недодержанный и один передержанный на ступень снимки.

Автофокусировка непрерывная [Continuous AF]
 Включается при нажатии на спусковую кнопку до половины и не прекращается до окончания фотосъёмки (полного отпускания кнопки). Как правило, применяется при съёмке движущихся объектов и/или серийной съёмке. Обычно имеет функцию предиктивности (упреждения).

Автофокусировка предиктивная (упреждающая) [Predictive AF]
 Обеспечивает точную наводку на резкость по движущемуся объекту на момент срабатывания затвора, что происходит спустя определённое время после нажатия на спусковую кнопку.

Автофокусная вспышка, АФ-вспышка
 Вспышка, согласованная с автофокусными камерами, имеющая источник вспомогательной подсветки для повышения точности работы системы АФ в условиях недостаточной освещенности.
 Сегодня - наиболее совершенная и функциональная категория вспышек, обеспечивающих совместно с камерами TTL-управление мощностью импульса в зависимости от освещенности, дистанции до объекта, его яркости и др. характеристик. Выпускаются производителями оригинального оборудования (Canon, Minolta, Nikon, Pentax) и другими производителями (Cullmann, Metz, Soligor, Sunpak, Vivitar и др.). Часто имеют автоматический зум-рефлектор.
 Вспышки средней и высокой мощности обычно оборудованы ЖК-дисплеем, имеют режимы синхронизации по второй шторке затвора, стробоскопической вспышки, синхронизации с длительными выдержками и др.

Авторский стиль фотографа
 Под авторским стилем в фотографии понимается совокупность технических и творческих приёмов, используемых фотографом для создания оригинальных, неповторимых снимков, которые могут ассоциироваться только с его именем. Узнаваемость произведений конкретного автора по стилю, в котором они исполнены, является важнейшим критерием оценки правильности творческого выбора.
 Разнообразие оригинальных приёмов, способствующих выработке стиля, к примеру, в портретном фото, невероятно велико: если американец Билл Брандт предпочитает оставлять фотографируемые им модели в одиночестве и практически не разговаривает с ними, то известнейший портретист Юсуф Карш ведёт с ними оживлённую беседу, чтобы фотографируемые им люди не скучали. Причём Брандт предпочитает снимки в тёмной тональности, создаваемые при естественном освещении без дополнительной подсветки, используя при печати маски, а Карш применяет крупноформатные складные фотоаппараты и сильное искусственное освещение, а затем дополнительно пользуется услугами опытного ретушёра, устраняющего малейшие дефекты изображения. Филип Холсмен заставляет фотографируемую им модель подпрыгнуть, полагая, что во время прыжка человек не в состоянии управлять выражением своего лица. В свою очередь, Ирвинг Пенн ставит в студии пустые ящики и загоняет на них свою модель, заставляя портретируемого балансировать на грани, либо принуждает его втиснуться в специально сконструированный для этой цели острый (около 60°) угол и освещает скудным светом, имитирующим освещение с северной стороны, а ""отец современного фоторепортажа"" Альфред Стиглиц выгоняет свою жену в ноябре месяце на балкон и фотографирует её, покрытую ""гусиной кожей"", считая, что сумел сорвать с неё ""все и всяческие маски"". Арнольд Ньюмен любит использовать динамичное построение кадра, когда модель смещена далеко в сторону от центра кадра, а Ричард Эйвдон использует практически исключительно вертикальную кадрировку, снимая, как и Карш, крупноформатной складной камерой 9х12 см, но при мягком, рассеянном освещении и умышленно допуская недодержку, чтобы потом перепроявить негатив, повысив его контраст и добившись таким образом максимальной резкости и чёткого, фактурного изображения.
 Дэвид Гамильтон, напротив, использует мягкое, рассеянное освещение и мягкорисующую оптику для получения чрезвычайно живописного изображения, изобилующего пастельными полутонами. Ультрамодный рекламный фотограф Дэвид Ляшапель предпочитает максимально контрастное и тонально насыщенное цветное изображение, для получения которого использует современные компьютерные технологии и кросс-обработку обратимых плёнок. В сочетании с рекламно-эпатажным сюжетом и тщательной сценарной разработкой кадра эти технические приёмы приводят к созданию ярких и запоминающихся образов, граничащих с популярным в последнее десятилетие китчем.
 Примечательно, что движение к созданию собственного стиля большинство из вышеупомянутых классиков прикладной и художественной фотографии начинали с повышения собственного образовательного уровня, а не с коллекционирования съёмочной аппаратуры.

Автоспуск.
 Англ. Selftimer
 Функция (устройство в механических камерах), обеспечивающее срабатывание затвора фотоаппарата через определенное время после нажатия на спуск.
 Автофокус с приоритетом спуска.
 Англ. Release-Priority AF
 Pежим работы системы автофокуса, при котором вы можете сделать снимок независимо от того, была ли закончена фокусировка. Используется при съемке быстродвижущихся объектов, когда фотографу важно не упустить ни одного кадра.
 Устройство или функция, обеспечивающие автоматическое срабатывание затвора, обычно через 9-12 секунд после нажатия на спусковую кнопку. На механических камерах имеет пружинный привод, на автоматических реализуется электронными методами. Для камер без автоспуска (преимущественно механических) выпускаются механические замедляющие устройства, ввинчивающиеся в гнездо для спускового тросика.
 Некоторые камеры имеют варианты работы автоспуска: съёмку двух кадров после времени задержки - обычно на втором кадре персонажи выглядят не такими напряжёнными, на зеркальных камерах - короткую (около 2 секунд) задержку - фактически механизм предварительного подъёма зеркала для уменьшения вибраций камеры при съёмке на длительных выдержках длиннофокусной оптикой и т.п.

Акт
 То же, что ню, т.е. изображение на фотографии обнажённого человеческого тела, преимущественно женского.
 Сторонников этого жанра фотоискусства, имеющего по самой природе своей недвусмысленную эротическую окраску, до сих пор периодически обвиняют в ""распространении порнографии"", поскольку споры об отличии ""эроса от порно"" неизменно заходят в тупик.
 С точки зрения художественной фотографии, порно отличают примитивный натурализм сюжета, постоянный поиск неких ""фаллических символов"" в окружающей среде, а также стремление сфотографировать гениталии максимально более крупным планом. Для эротического фото, в свою очередь, характерно тяготение к романтической, с точки зрения авторов, полуобнажённости: модели, укутанные в марлю, холстину, брезент и даже в тряпки, символизируют единство и борьбу ""вечной и загадочной женской красоты"" с бренностью и бытовой рутиной повседневной жизни.

Активный автофокус.
 Англ. Active AF
 Cистема автоматической фокусировки, в которой камера определяет расстояние до объекта съемки, освещая его инфракрасным излучением и определяя время возвращения отраженного сигнала. Также существуют активные автофокусные системы с применением ультразвука.

Аномальная частичная дисперсия.
 Англ. Extraordinary partial dispersion
 Pазличия в коэффициенте преломления для двух волн видимого спектра называются частичной дисперсией. Большинство оптических материалов имеют близкие характеристики частичной дисперсии. Однако, существуют материалы у которых дисперсионные характеристики сильно отличаются от обычного оптического стекла.

Апертура.
 Англ. Aperture
 Величина, определяющая действующее отверстие объектива. Определяется диаметром линз или диафрагмы, ограничивающими поток света, проходящий через объектив. В иностранной литературе и в обиходе слова Diaphragm (диафрагма) и Aperture (апертура) являются синонимами.

Апохромат.
 Англ. APO (Apochromatic)
 Объективы, в которых хроматические аберрации устранены для трех или более цветов. Данная особенность наиболее полезна в телеобъективах.

Асферический.
 Англ. Aspherical
 Объективы, линзы которых имеют более сложную, чем сферическая, форму поверхности. Линзы такой формы особенно полезны для уменьшения дисторсии в широкоугольных объективах.

Ахромат
 Объективы, в которых хроматические аберрации устранены для двух цветов."


Оффлайн MarinaW

  • Пользователи
  • Почетный написатель
  • *****
  • Сообщений: 9236
  • Сказали спасибо: 126
Азбука фотолюбителя
« Ответ #1 : 25 Февраль, 2008, 13:27:42 pm »
"Байонет (Штыковое соединение)
 Англ. Bayonet
 Cистема крепления объектива к фотоаппарату, пришедшая на смену резьбовому креплению. Представляет из себя поворотный разъем, обычно, с группой электрических контактов для обмена данными между объективом и камерой. У всех производителей камер байонеты различны, т.е. вы не сможете установить объектив Nikon на камеру Canon.

Бесконечность фиксированная [infinity mode]
 Специальный режим на автофокусных компактных камерах, в котором дальняя граница глубины резкости уходит в бесконечность, а ближняя зависит от диафрагмы.
 Инструкции рекомендуют применять его для съёмки через стекло, которое может ""обмануть"" систему автофокусировки, и для съёмки пейзажей. Целесообразно применение данного режима и при съёмке через сетчатые/решётчатые ограды (например, животных в зоопарке), при условии, что фотограф стоит сравнительно близко к препятствию.
 Оптимальное использование фиксированной бесконечности определяется практикой.

Бленда
 Англ. Hood
 Приспособление в виде цилиндра, усеченного конуса, «цветка» и т.д. из пластмассы или металла, с черной матовой внутренней поверхностью, надеваемое при съемке на объектив. Препятствует попаданию в объектив световых лучей не участвующих в образовании изображения, тем самым, предотвращая появление бликов.

Блик
 Англ. Flare
 Бесформенные светлые пятна или яркие точки на снимке. Обычно возникают при попадании яркого света (солнца) в объектив. Также могут возникать при съемке через стекло, пластик и т.д. Для борьбы с бликами применяются бленды и поляризационные фильтры.

Бочкообразная дисторсия
 Англ. Barrel distortion
 Один из видов аберрации, вызванный тем, что степень увеличения центральной части изображения больше, чем периферийной."


Оффлайн MarinaW

  • Пользователи
  • Почетный написатель
  • *****
  • Сообщений: 9236
  • Сказали спасибо: 126
Азбука фотолюбителя
« Ответ #2 : 25 Февраль, 2008, 13:29:13 pm »
"Ведущее Число Вспышки
 Англ. GN Guide Number
 Максимальное расстояние (в метрах или футах), на котором вспышка может осветить объект для правильной экспозиции, при диафрагме f/1 и пленке ISO100. Например: вспышка с ведущим числом 56, при съемке на пленку ISO100 и диафрагме f/5.6 правильно осветит объект, находящийся на расстоянии 10м, при съемке на пленку ISO400 - 20м. Общая формула связывающая ведущее число с диафрагмой и расстоянием: расстояние = В.Ч. / Диафрагменное число, для пленки ISO100. При съемке на другую пленку, полученное расстояние надо умножить на корень квадратный из чувствительности вашей пленки деленной на 100 (1.41 для ISO200, 2 для ISO400, и т.д.)

Видоискатель
 Англ. Viewfinder
 Устройство в фотоаппарате, служащее для определения границ изображения, которое будет получено на фотопленке во время снимка.

Визир
 устаревшее, см. Видоискатель

Виньетирование
 Англ. Vignetting
 Затенение краев изображения. Обычно, возникает при использовании фильтров с широкоугольными объективами.
 Затенение (вплоть до полного срезания) изображения по краям кадра, вызванное срезанием оправами линз или неподходящими блендами наклонных относительно оптической оси пучков световых лучей.
 Влечёт за собой уменьшение освещённости от центра кадра к краям примерно на треть у обычных объективов, до 80% - у особо широкоугольных. Как правило, уменьшается до незначительного при диафрагмировании до f/5,6-f/8.
 Для борьбы с сильным виньетированием на особо широкоугольных объективах используются т.н. центрофильтры - нейтрально-серые фильтры с переменной оптической плотностью, выравнивающие освещённость по полю кадра.

Внутренняя фокусировка
 Англ. Internal Focusing (IF) System
 Kонструкция объектива, при которой фокусировка происходит за счет перемещения элементов только внутри объектива. Объективы с внутренней фокусировкой не изменяют своих размеров при фокусировке, быстрее фокусируются и более удобны при использовании светофильтров, для которых важно их положение (поляризационные, градиентные и т.д.)

Время перезарядки
 Англ. Recycling time
 Время, необходимое вспышке или генератору (для студийных вспышек), для подготовки к следующему импульсу.

Выдержка
 Англ. Shutter Speed
 Время, на которое открывается затвор фотоаппарата для экспонирования пленки. Наряду с диафрагмой этот параметр определяет количество света, попавшего на пленку и, соответственно, правильность экспозиции.
 Выдержка, скорость затвора (реже) [shutter speed]
 Один из двух экспозиционных параметров, определяющих количество попавшего на светочувствительный фотоматериал (плёнка, пластинка, бумага и т.п.) или светочувствительную матрицу (в цифровых фотокамерах) света - время, в течение которого экспонируется фотоматериал или матрица. Определяется с учётом светосилы объектива (диафрагмы), светочувствительности фотоматериала или матрицы и яркости объекта съёмки.
 Стандартный ряд фотографических выдержек выглядит следующим образом: 1/8000, 1/4000, 1/2000, 1/1000, 1/500, 1/250, 1/125, 1/60, 1/30, 1/15, 1/8, 1/4, 1/2, 1, 2 секунды и т.д. Минимальная выдержка, достигнутая на серийной фотокамере - 1/12000 с (Minolta 9xi), максимальная ограничивается только фантазией производителей: например, 999 часов (более 41 суток - Nikon F5 c крышкой MF-28). Практическая ценность таких крайностей невелика, к тому же при выдержках короче 1/8000 с и длиннее 10 с проявляется эффект Шварцшильда (явление невзаимозаместимости), требующий коррекции экспозиции.
 В творческом аспекте короткие выдержки позволяют ""заморозить"" объект в движении (отдельные капли воды, автогонки и т.п.), более длительные - наоборот, ""смазать"" движение (для съёмки проводкой, сглаживания воды в реках и т.п.).

Выдержка «от руки»
 Англ. B, Bulb
 Выдержка «от руки», т.е. затвор остается открытым до тех пор, пока вы не отпустите кнопку спуска или, в некоторых фотоаппаратах, пока не нажмете кнопку спуска повторно.

Высокий ключ
 Англ. High Key
 Cпецифические изобразительные приемы, приводящие к нежным по градации, почти воздушным и мягким снимкам, которые почти целиком состоят из «белого» с очень светлыми серыми тонами."


Оффлайн MarinaW

  • Пользователи
  • Почетный написатель
  • *****
  • Сообщений: 9236
  • Сказали спасибо: 126
Азбука фотолюбителя
« Ответ #3 : 25 Февраль, 2008, 13:30:02 pm »
Глубина цвета
 Глубина цвета отражает разрядность аналого-цифрового преобразователя (АЦП). Это характеристика, показывающая, насколько точна информация о цвете каждой точки отсканированного изображения. Глубине цвета в 1 bit соответствует черно-белый режим работы сканера, каждая точка может быть только черной или белой. В сером режиме глубина цвета составляет обычно 8 bit, этому соответствует 256 градаций серого. Именно такое количество оттенков возможно для каждой точки, т.е. при работе с цветом, каждый цвет имеет 256 оттенков (от самого светлого до самого темного). Итак, каждый пиксел матрицы чувствителен к трем цветам: красному, зеленому и синему (из которых состоит белый свет). В случае, если каждый цветочувствительный элемент пиксела имеет глубину 10 bit, датчик способен различить 1024 градации каждого цвета, и говорят, что АЦП сканера имеет разрядность 10 bit на цветовой канал. Хотя программное обеспечение, поставляемое в комплекте со сканером, в большинстве случаев создает файл с 30-разрядным цветом (по 10 разрядов для красного, зеленого и синего каналов), внутреннее аналого-цифровое преобразование может задавать значение цветов 40 и даже большим числом разрядов. Такая реализация принята потому, что 1 млрд. цветов, доступных при 30 разрядах (бит) на пиксел, могут распределяться в изображении неравномерно: особенно часто теряются оттенки в тенях и на самых светлых участках. Нельзя забывать, что светочувствительные элементы и цепи аналого-цифрового преобразования вносят определенный шум. Поэтому, снимая с оригинала информацию с глубиной цвета более 30 разрядов для каждого пиксела, сканер отбрасывает информацию, которая, скорее всего, содержит шум, и при этом в его распоряжении останется достаточно информации для обработки и получения на выходе изображения с глубиной цвета 30 разрядов.

Галогениды серебра
 Англ. Silver Halide
 Cоединения серебра с галогенами (бромом, хлором, фтором и йодом) Обладают способностью чернеть под действием света и представляют собой светочувствительные компоненты фотоэмульсии.

Гиперфокальное расстояние
 Англ. Hyperfocal Distance
 Минимальное расстояние от объектива до такой плоскости в пространстве предметов, при фокусировке на которую, задняя граница резко изображаемого пространства находится в бесконечности.

Глубина резкости (Глубина Pезкости Изображаемого Пространства)
 Англ. Depth of Field
 Пространство перед и позади объекта съемки (на который производилась фокусировка) изображаемое резко.

Горячий башмак
 Англ. Hot Shoe
 Kонтактное устройство для подключения электронной фотовспышки к фотоаппарату.


Оффлайн MarinaW

  • Пользователи
  • Почетный написатель
  • *****
  • Сообщений: 9236
  • Сказали спасибо: 126
Азбука фотолюбителя
« Ответ #4 : 25 Февраль, 2008, 13:31:10 pm »
"Диапазон оптической плотности (динамический диапазон).
 Для полноценного сканирования слайдов и негативов чрезвычайно важен такой параметр, как диапазон оптической плотности (динамический диапазон). Этот параметр показывает диапазон оттенков в оригинале, которые может различить сканер: от самого светлого до самого темного. Диапазон плотностей измеряется по логарифмической шкале от 0,0 (светлый) до 4,0 (темный). Типичная пленка имеет минимальную плотность около 0,3 и максимальную плотность до 3,3, разница значений или диапазон оптической плотности составляет около 3,0, хотя диапазон некоторых слайдов достигает значения 3,6. Если слайд имеет максимальную плотность (Dmax) 3,3, а сканер оперирует значениями только до 3,0, то детали цветов плотностью выше 3,0 скорее всего окажутся черными. То есть на практике, динамический диапазон - это способность слайд-сканера фиксировать малоконтрастные детали в тенях и ""светах"". Чем шире диапазон, тем большее количество деталей и оттенков различает сканер. Из вышеизложенного ясно, что в настоящее время минимально допустимым значением для слайд-сканера считается 3,0, хорошим 3,2 - 3,4, а отличным 3,6. -равнивать характеристики диапазонов плотностей следует с осторожностью. Не существует стандартных процедур измерения и записи диапазона плотностей. Некоторые производители могут выполнять тесты для измерения реального, практического диапазона. Другие приводят только теоретические пределы для своих сканеров. Нельзя принимать решение только на основе заявленных характеристик, лучше выполнить несколько пробных сканирований.

Дальномер
 Англ. Rangefinder
 Оптическое устройство, позволяющее определять расстояние до объекта съемки. При помощи дальномера осуществляется фокусировка объектива фотоаппарата.

Двухобъективный зеркальный фотоаппарат
 Англ. TLR (Twin Lens Reflex)
 Фотоаппарат, имеющий два объектива: через один осуществляется кадрирование и фокусировка, а чрез другой происходит экспонирование пленки.

Диафрагма
 Англ. Diaphragm
 Устройство в объективе, позволяющее изменять количество света попавшего на пленку. Диафрагма изменяет диаметр «отверстия» через которое свет попадает на пленку. Диаметр «отверстия» характеризуется диафрагменным числом (в обиходе - диафрагмой). В иностранной литературе и в обиходе слова Diaphragm (диафрагма) и Aperture (апертура) являются синонимами.

Диафрагменное число
 Англ. F Number
 В значениях диафрагменного числа градуируются шкалы диафрагм на оправе объектива, ряд численных значений диафрагменного числа выбирается так, что он образует геометрическую прогрессию со знаменателем корень квадратный из 2 (например, 1 1,4, 2, 2,8, 4, 5,6 и т д ) При переходе от одного значения диафрагменного числа к соседнему, освещенность изменяется в два раза.

Диоптрия
 Англ. Dioptre
 Единица измерения оптической силы линзы.

Дисперсия света
 Англ. Dispersion
 Зависимость показателя преломления от длины волны света.
 От лат. dispersio (рассеяние), по научному - обратно-пропорциональная зависимость показателя преломления от изменения длины световой волны. В фотографической практике - причина хроматической аберрации, при которой лучи разных длин волн (разного цвета), пройдя через объектив, образуют сфокусированное изображение на разном расстоянии и разного размера, это даёт эффект разноцветной каймы вокруг сфотографированных предметов, особенно по краю кадра, наиболее заметный при съёмке длиннофокусными объективами.
 Дисперсия (и, следовательно, хроматическая аберрация) уменьшается подбором комбинации линз, сделанных из разных сортов стекла. Объективы с исправленной хроматической (и сферической) аберрацией называются апохроматами и в обозначении нередко имеют буквы АРО. Помимо этого, применение линз из специальных сортов стекла с пониженной дисперсией может обозначаться: ED (Nikon, Pentax), LD (Tamron) и т.п., такое стекло содержит большая часть объективов Canon с индексом L.

Дисторсия
 Англ. Distortion
 Один из видов аберраций , при котором нарушается геометрическое подобие между объектов и изображением. -азличают подушкообразную и бочкообразную дисторсию.

Дифракция
 Англ. Diffraction
 Cовокупность явлений, наблюдаемых при распространении света в среде с резко выраженными неоднородностями (например, при прохождении света через небольшое отверстие в непрозрачном экране). При этом имеет место отклонение от закона прямолинейного распространения света.

Длиннофокусный объектив (телеобъектив)
 Объектив, фокусное расстояние которого превышает диагональ кадра. Для малоформатных камер (кадр 24х36 мм) длиннофокусными считаются объективы с фокусным расстоянием более 70 мм. Телеобъективы применяются для съёмки удалённых объектов, а также для съёмки портретов и дикой природы. Выпускаются телеобъективы с фокусным расстоянием до 1000-1200 мм, причём объективы с предельно большими фокусными расстояниями выпускаются, как правило, по разработанным чертежам под заказ в связи с высокой себестоимостью.
 Особый подвид длиннофокусных объективов - зеркально-линзовые объективы (обычно с фокусным расстоянием 500-1000 мм), они отличаются компактностью, сравнительно малым весом и постоянным (неизменяемым) отверстием (от 1:4,5 до 8).
 Применение телеобъектива на сравнительно небольшой дистанции (портрет) при открытом отверстии позволяет добиться отделения объекта от заднего плана благодаря относительно меньшей глубине резко изображаемого пространства (задний план размывается). Из-за особенностей конструкции зеркально-линзовых объективов объекты в зоне нерезкости размываются в многоугольные пятна, что в ряде случаев может служить художественным эффектом."


Оффлайн MarinaW

  • Пользователи
  • Почетный написатель
  • *****
  • Сообщений: 9236
  • Сказали спасибо: 126
Азбука фотолюбителя
« Ответ #5 : 25 Февраль, 2008, 13:32:06 pm »
"Жидкокристаллический дисплей
 Англ. LCD (Liquid Crystal Display)
 Индикатор на жидких кристаллах, используется для отображения различной информации в камерах и других электронных устройствах.

Задняя фокусировка
 Англ. Rear Focus (RF) System
 Cистема фокусировки с помощью задней группы линз. Является частным случаем системы внутренней фокусировки (Internal Focusing (IF) System).

Запоминание фокуса [focus lock]
 Функция фиксации автоматически выполненной наводки на резкость. Применяется при необходимости сфокусировать автофокусную камеру по объекту, расположенному не в центре кадра, чтобы при изменении композиции наводка на резкость не нарушилась. Данную функцию имеют все автофокусные камеры, как зеркальные, так и компактные. Обычно включается полунажатием на спусковую кнопку (вместе с экспопамятью). Не действует в режиме непрерывной фокусировки. Кстати, по аналогии с экспопамятью следовало бы назвать эту функцию ""фокопамятью"", но на наш взгляд это неблагозвучно...

Затвор
 Англ. Shutter
 Устройство фотокамеры, позволяющее регулировать время экспонирования (выдержку) при съемке

Зеркальный, зеркально-линзовый объектив
 Англ. Mirror Lens
 Объектив, в конструкцию которого входят зеркала, что позволяет значительно уменьшить размеры объектива. Обычно, таким образом изготавливают телеобъективы.

Зерно
 Англ. Grain
 Микрокристаллы галогенидов серебра в фотоэмульсии, размеры которых влияют на чувствительность фотопленки к свету. Высокочувствительные пленки имеют довольно крупные зерна, которые после обработки могут стать настолько крупными, что будут заметны на изображении Такое изображение принято называть зернистым

Зум-объектив
 Англ. Zoom Lens
 Объектив с переменным фокусным расстоянием.
 Объективы с плавным изменением фокусного расстояния посредством перемещения компонентов оптической системы, по оптическим характеристикам приближаются к обычным объективам (с постоянным фокусным расстоянием).
 Делятся на две группы: с постоянным относительным отверстием и с изменяющимся относительным отверстием (с увеличением фокусного расстояния отверстие уменьшается), первые всегда дороже вторых, но и удобнее в работе, особенно при съёмке со вспышкой (нет необходимости учитывать изменение диафрагмы).

Могут иметь однокольцевую конструкцию (one-touch - фокусное расстояние изменяется перемещением кольца вперёд-назад, фокусировка - этим же кольцом как обычно, на сленге называются ""поршневыми"") и двухкольцевую (rotary - фокусировка и зумирование производятся вращением разных колец), обычно удобнее первая конструкция, но для длиннофокусных зумов предпочтительнее вторая, позволяющая уверенне держать камеру. Отношение максимального фокусного расстояния к минимальному называется кратностью.

Для зеркальных камер стандартными зумами считаются объективы с фокусным расстоянием от 35-70 до 28-80 мм, любительские камеры часто продаются в комплекте с одним из таких зумов. Кроме универсальных стандартных (с диапазоном от широкоугольного до небольшого теле) существуют широкоугольные зумы (например, 18-28, 19-35 мм), длиннофокусные (80-210, 100-300 мм), а также универсальные с большой кратностью (28-105, 35-135, 28-200 мм). Рекордными являются универсальные зумы Soligor AF 28-300 мм f/4-6,3 и Canon EF 35-350 мм f/3,5-5,6L USM с кратностью около 10, для длиннофокусных предельная кратность пока не превысила 5 (рекорд - Tokina AF 80-400 мм f/4,5-5,6. Широко распространены зумы на компакт-камерах (рекорд - Pentax Espio 160 с зумом 38-160 мм).
 В оптике для среднего формата зум-объективы распространения не имеют в связи с громоздкостью и большой массой, кратность существующих не превышает 2 (например, Mamiya 100-200 мм f/5,2 W).

Зум-рефлектор (вспышки) [Zoom-reflector]
 Рефлектор вспышки, имеющий возможность изменения угла освечивания (зумирования) в зависимости от фокусного расстояния объектива (и, соответственно, его угла поля зрения). Угол освечивания изменяется автоматически (на согласованных вспышках) или вручную, причем при уменьшении угла ВЧ вспышки увеличивается, а при увеличении - снижается.
 Указывается обычно в соответствующих данному углу фокусных расстояниях объективов. Например, для вспышки Nikon Speedlight SB-26 диапазон автоматического зумирования рефлектора составляет 24-85 мм."


Оффлайн MarinaW

  • Пользователи
  • Почетный написатель
  • *****
  • Сообщений: 9236
  • Сказали спасибо: 126
Азбука фотолюбителя
« Ответ #6 : 25 Февраль, 2008, 13:35:53 pm »
Интерполяционное разрешение (см. также оптическое разрешение). При интерполяции между двумя точками изображения, программными или аппаратными средствами вставляется одна или несколько дополнительных точек, которым присваивается среднее значение цветов соседних. Однако каким бы замечательным ни был алгоритм интерполяции, это созданные искусственно, а не снятые с оригинала данные, обычно не дающие реального выигрыша в качестве.

Интерференция
 Англ. Interference
 Оптическое явление, возникающее при взаимодействие (наложении) двух и более световых волн.


Оффлайн MarinaW

  • Пользователи
  • Почетный написатель
  • *****
  • Сообщений: 9236
  • Сказали спасибо: 126
Азбука фотолюбителя
« Ответ #7 : 25 Февраль, 2008, 13:43:20 pm »
"Композиция
 Пространственное расположение в кадре различных объектов съёмки. Объекты эти подразделяются на главные (сюжетно важные) и второстепенные. Искусство построения композиции заключается в умении следить за тем, чтобы второстепенные элементы изображения не заслоняли сюжетно важных и не отвлекали от них внимания зрителя.
 Чтобы этого не произошло, рекомендуется располагать на снимке сюжетно важные детали, руководствуясь так называемым ""правилом третей"", т.е. в местах пересечения мысленно проведённых прямых, делящих стороны кадра на три части. Наибольшей притягательной силой обладают изображения, содержащие в указанных точках одну или три (так называемый ""композиционный треугольник"") главные смысловые детали снимка.

Компактная камера, компакт-камера
 Класс 35-мм и APS фотокамер с параллаксным оптическим видоискателем, оптическая ось которого не совпадает с оптической осью объектива. Более правильное название - камеры с центральным затвором, поскольку не все модели компакт-камер отличаются компактными размерами. В свою очередь компакт-камеры подразделяются по способу наводки на резкость на автофокусные и неавтофокусные (фикс-фокус), а также на:
 простейшие с объективом с постоянной наводкой на резкость (фикс-фокус), в т.ч. одноразовые,
 камеры с объективом с двойным фокусным расстоянием,
 камеры с зум-объективом.
 По отработке экспозиции камеры делятся на механические, отрабатывающие единственную экспозицию, как правило близкую 1/125 с при f/8, и на автоматические, работающие по одной или нескольким программам. Камеры третьей и второй групп, а также некоторые камеры первой группы оборудуются встроенным мотором, перематывающим пленку в оба направления и встроенной вспышкой (как правило, автоматической)."


Оффлайн MarinaW

  • Пользователи
  • Почетный написатель
  • *****
  • Сообщений: 9236
  • Сказали спасибо: 126
Азбука фотолюбителя
« Ответ #8 : 25 Февраль, 2008, 13:44:20 pm »
"Мультиэкспозиция

Несколько последовательных экспозиций на одном и том же кадре. Применяется для получения различных творческих эффектов, например, ""раздвоение"" (""растроение"" и т.д.) личности. При чёрном фоне экспокоррекция не требуется, при светлом обычно вводится экспокоррекция. Достаточными считаются -0,5 ступени при двойной экспозиции, -1 ступень при тройной и т.д., однако точное значение можно определить только пробами.

При мультиэкспозиции камера может оставаться неподвижной (объект съёмки располагается в разных местах кадра) либо может вращаться в разных направлениях (когда важную роль играет изменение пространственной ориентации объектов или заднего плана).

Режим мультиэкспозиции предусмотрен на многих автоматических камерах (при взводе затвора отключается мотор протяжки плёнки) и неавтоматических камерах (при взводе курка специальным рычагом отключается механика протяжки плёнки). Мультиэкспозиция возможна и на простейших камерах с раздельными протяжкой плёнки и взводом затвора (незабвенные Любители, Смены 8М и т.п.).

""Мыло""

Профессиональный фотографический термин, обозначающий нерезкость (а также недостаточную контурную резкость) изображения, проявившуюся после увеличения кадра.

""Мыльные"" картинки обычно получаются в результате съёмки недостаточно качественной (а в особенности пластмассовой) оптикой, страдающей хроматической аберрацией, то есть, грубо говоря, несводимостью световых лучей с разными длинами волн (разных цветов) в одну точку.

Классическим примером ""мыльной"" аппаратуры являются простейшие камеры Polaroid: моментально полученное изображение небольшого формата имеет, на первый взгляд, вполне приемлемое качество, однако при попытке увеличить его на аппаратуре Kodak Image Magic заказчик с удивлением обнаруживает, что снимок нерезок. Описанная ситуация довольно часто встречается в редакционной практике - с той только разницей, что вместо ""Мэджика"" употребляется профессиональная издательская аппаратура, а бракуемые снимки бывают выполнены фотокамерой, стоющей в десятки раз дороже пластмассового Polaroid."


Оффлайн MarinaW

  • Пользователи
  • Почетный написатель
  • *****
  • Сообщений: 9236
  • Сказали спасибо: 126
Азбука фотолюбителя
« Ответ #9 : 25 Февраль, 2008, 13:49:22 pm »
"Однообъективная зеркальная камера (фотоаппарат), SLR-камера (от англ. Single Lens Reflex)

Фотокамера, объектив которой является также и объективом зеркального видоискателя. Совпадение оптических осей видоискателя и съемочного объектива полностью исключает параллакс, то есть видимое в видоискателе изображение объекта съемки идентично изображению, получаемому на пленке, что упрощает контроль точности фокусировки и особенно удобно при использовании сменных объективов, различных оптических насадок и т.п.

Большая часть SLR-камер является ядром соответствующих систем различных аксессуаров, согласованных с той или иной моделью или серией камер (сменных объективов, насадок для специальных съемок, ламп-вспышек, часто сменных фокусировочных экранов, преимущественно для среднего формата - сменных видоискателей). В настоящее время SLR-камеры выпускаются для узких пленок 35 мм (механические и автоматические, в т.ч. автофокусные), IX240 (автоматические автофокусные), а также среднеформатные (механические и автоматические).

Общеупотребительные сокращения

АФ - автофокусировка
 АЭ - автоматическая экспозиционная программа
 ВЧ - ведущее число
 ПВ - приоритет выдержки
 ПД - приоритет диафрагмы
 Р - ручной режим экспонирования
 УП - универсальная программа установки экспозиции, ""зелёная"" программа

Оборачивающее кольцо [reversing ring]

Кольцо для крепления объектива задней линзой к фотокамере, то есть в перевёрнутом состоянии. Применяется в макрофотосъёмке для снижения потерь резкости, возникающих при съёмке объектов с увеличением 1:1 (в натуральную величину) и больше. Имеет байонет для присоединения к камере с одной стороны и резьбу для присоединения к фильтровой резьбе объектива."


Оффлайн MarinaW

  • Пользователи
  • Почетный написатель
  • *****
  • Сообщений: 9236
  • Сказали спасибо: 126
Азбука фотолюбителя
« Ответ #10 : 25 Февраль, 2008, 13:54:22 pm »
"Приоритет диафрагмы, ПД (автоматическая экспозиция с приоритетом диафрагмы, автоматическая выдержка) [Aperture Priority]
 Полуавтоматический режим экспонирования, в котором компьютер автоматически подбирает обеспечивающую правильную экспозицию выдержку к установленной вручную диафрагме. Обозначается ""А"", ""Аv"".

Приоритет выдержки, ПВ (автоматическая экспозиция с приоритетом выдержки, автоматическая диафрагма) [Shutter Priority]
 Полуавтоматический режим экспонирования, в котором компьютер автоматически подбирает обеспечивающую правильную экспозицию диафрагму к установленной вручную выдержке. Обозначается ""S"", ""Tv"".

Подсветка [fill-in light]
 Изменение естественного освещения для смягчения контраста, изменения распределения светотени и иногда для придания оттенка. Для подсветки используются как активные средства - источники света (преимущественно вспышки, при условии что синхронизированные выдержки камеры позволяют применять вспышку при дневном свете), так и пассивные - отражатели (лайт-диски), белые либо окрашенные. В качестве отражателей могут использоваться листы белой бумаги, чистой или окрашенной фольги, укреплённые на плотной основе.

Планы крупный, средний и общий

Понятия в практической (в основном в портретной) фотографии, определяющие масштаб фотографируемого объекта по принципу ""крупно/мелко"".

Съёмка общим планом (long shot, LS, голливудск.) применяется для наиболее полного отображения места действия, а также для портретирования больших групп людей (""портрет коллектива Н-ской фабрики"" и т.д.), причём люди изображаются при такой съёмке во весь рост.

Средний план (mid shot, MS, голливудск.) находит применение в портретной съёмке для изготовления поколенных (так называемых ""американских"") портретов. Именно в такой манере работает, например, один из крупнейших портретистов нашего времени Ричард Аведон.

Крупный план (close up, CU, голливудск.) имеет наибольшее значение по сравнению со всеми другими масштабами съёмки. Без портрета одного из действующих лиц, снятого крупным планом, не будет полным ни репортаж, ни фотоочерк. Что же касается творческих принципов, то наиболее образно выразился в этом смысле знаменитый фотожурналист Роберт Капа, в 1954 году подорвавшийся на мине в Индокитае: ""Если снимок не получился, значит, репортёр подошёл к объекту съёмки недостаточно близко"".

Пиксел [Pixel] (от англ. Picture Element ""Элемент изображения"")
 Мельчайший элемент, составляющий изображение, образованное электронным способом при сканировании сканером, цифровой фото- или видеокамерой. В каждом пикселе записана информация о количестве градаций каждого цвета для соответствующего элемента изображения.
 Разрешение сохраненного в виде файла изображения (графическое разрешение) измеряется в ppi (количестве пикселов на дюйм). Чем большее количество пикселов обеспечивается тем или иным устройством, тем выше разрешение и тем большего формата может быть конечное изображение, например, в полиграфии. Фото 1:300 ppi, фото 2:20 ppi.

ПЗС, прибор с зарядовой связью [CCD, Charge Coupled Device]

Устройство, преобразующее аналоговый оптический сигнал в аналоговый электрический, выполняет в цифровых фотокамерах роль светочувствительного зерна фотоплёнки.
 Передаваемый ПЗС непрерывный электрический сигнал в цифровых фото- и видеокамерах впоследствии изменяется аналогово-цифровым преобразователем в последовательность отдельных, дискретных значений уровней яркости (в обычных теле- и видеокамерах на магнитную плёнку записывается непосредственно аналоговый сигнал). Из воспринятых ПЗС значений красного, синего и зелёного цветов впоследствии формируется цифровое изображение."


Оффлайн MarinaW

  • Пользователи
  • Почетный написатель
  • *****
  • Сообщений: 9236
  • Сказали спасибо: 126
Азбука фотолюбителя
« Ответ #11 : 25 Февраль, 2008, 13:58:24 pm »
"Режимы экспонирования [Exposure Modes]
 Всего существует четыре РЕ, подразделяемых по способу установки экспозиционных параметров: автоматическая экспозиционная программа (в т.ч. сюжетные программы, оба экспозиционных параметра определяются автоматически), полуавтоматические режимы приоритета выдержки и приоритета диафрагмы (один из параметров подбирается вручную, второй устанавливается автоматически), а также ручной режим (оба экспозиционных параметра подбираются вручную).

Ракурс
 Изображение объекта съёмки в перспективе со значительным уменьшением удалённых его частей и укрупнённым передним планом.
 Особенно широкое распространение получила ракурсная съёмка широкоугольными и сверхширокоугольными объективами, позволяющими трансформировать банальный сюжет, придав ему определённый элемент новизны. Неожиданный ракурс незаменим как изобразительное средство при съёмке серии: ракурсное фото способно оживить авторский подход к раскрытию темы.
 Для получения такого снимка достаточно присесть на корточки и посмотреть на мир с так называемой ""лягушачьей перспективы"". Следует помнить, однако, что злоупотребление этим приёмом ни к чему хорошему не приведёт, ибо бесконечные падающие стены, деревья, уходящие ветвями в космос, и люди с перекошенными лицами вызывают у зрителя морскую болезнь.

Разрешение (в цифровой фотографии) [Resolution]
 Количество пикселов на единицу линейного размера изображения. Определяет (наряду с рядом других показателей) максимальный размер, с которым может быть воспроизведено изображение без видимого ухудшения качества.
 В сегодняшней цифровой фотографии разрешение зависит в гораздой большей степени от размеров ПЗС-матрицы (количества ячеек), чем от характеристик объектива. Разрешение сохранённого в виде файла изображения (графическое разрешение) измеряется в ppi (pixels per inch, пикселов на дюйм), для цифровых камер указывается общее количество пикселов, например 820х640.

Разрешающая способность оптической системы
 Способность оптической системы раздельно воспроизводить близко расположенные точки предмета. Численно характеризуется пределом разрешения (наименьшим расстоянием между двумя точками предмета одинаковой яркости, изображения которых раздельны) и наибольшей пространственной частотой (N) в изображении тест-объекта (максимальным количеством раздельно изображаемых штрихов, приходящихся на 1 мм).
 В фотообъективах различается собственная (визуальная) и фотографическая разрешающая способность. Последняя всегда ниже, так как учитывает разрешающую способность фотоматериала, эффекты проявления и т.п., однако именно поэтому является наиболее практически полезной.
 Производители фотообъективов за редким исключением не указывают разрешающей способности своих объективов. Большинство тестов фотооборудования ограничивается сравнением разрешающей способности, а не её указанием. Считается, что в целом объективы старше 20 лет имеют недостаточную разрешающую способность, однако всё зависит от задач съёмки и конкретной модели объектива."


Оффлайн MarinaW

  • Пользователи
  • Почетный написатель
  • *****
  • Сообщений: 9236
  • Сказали спасибо: 126
Азбука фотолюбителя
« Ответ #12 : 25 Февраль, 2008, 14:04:56 pm »
"Стандартный (штатный) объектив
 Объектив, фокусное расстояние которого примерно равно диагонали кадра (43 мм для формата 24х36 мм). Для малоформатных камер стандартными считаются объективы с фокусным расстоянием 40-60 мм, для камер 6х4,5 и 6х6 см - около 75-90 мм, для камер 6х7 - 6х9 см - около 105-120 мм.
 Стандартные объективы обеспечивают перспективу, соответствующую человеческому зрению. Стандартные объективы иногда называются штатными, так как ранее фотокамеры, предусматривающие возможность смены объективов (отечественные камеры - как правило, до сего времени) всегда продавались в комплекте с одним из таких, ""штатных"" объективов.

Софтбокс [Softbox]
 Коробообразная, обычно прямоугольная насадка на импульсный осветитель (студийный или компактный), позволяющая смягчить и рассеять свет при одновременном уменьшении его интенсивности. Тем самым достигается смягчение теней (до их полного исчезновения), уменьшение эффекта красных глаз.
 Состоят из установочного узла (жесткого или мягкого, универсального или для вспышек определенной конструкции), светонепроницаемого корпуса и матового, обычно белого рассеивателя. Выпускаются жесткой и мягкой конструкции, в т.ч. надувные.

Согласованная вспышка [Dedicated Flash]
 Вспышка, оборудованная дополнительными контактами электрической связи и обмена информацией с камерой помимо центрального синхроконтакта.
 Простейшие согласованные вспышки обеспечивают только появление сигнала готовности вспышки в видоискателе камеры.
 Более высокая степень согласования - TTL-управление длительностью вспышки экспонометрическим устройством камеры.
 Самые сложные согласованные вспышки обеспечивают TTL-OTF управление мощностью (по отраженному от плоскости пленки свету) с учетом дистанции до объекта, а также подсветку системы АФ камеры при недостаточной освещенности (автофокусные вспышки).

Сканер [Scanner]
 Устройство, преобразующее фотографическое или иное изображение на плоском прозрачном или непрозрачном оригинале (негативная и позитивная фотоплёнка, фотобумага, бумага и т.п.) в электронное цифровое. Изображение в сканере воспринимается ПЗС-линейкой, плавно перемещающейся вдоль кадрового окна сканера.
 Существуют фильм-сканеры [film-scanner], предназначенные для сканирования фотоплёнок, планшетные сканеры [flatbed scanner] для сканирования различных плоских оригиналов и барабанные сканеры [drum scanner] - особые устройства, обеспечивающие на сегодня максимально возможное качество сканирования, используются в полиграфии. В зависимости от класса прибора его стоимость может составлять от тысячи долларов для первых до нескольких десятков тысяч для третьих.

Сменный объектив
 Высокоточный заменяемый оптический прибор, формирующий изображение на плоскости фотоматериала. Возможность применять сменную оптику имеют владельцы дальномерных и зеркальных фотоаппаратов.
 Механическое устройство для закрепления сменных объективов на фотокамере именуется узлом крепления (чаще всего это байонет), а задняя часть объектива, вступающая в непосредственное взаимодействие с узлом крепления камеры, - это хвостовик.
 Сменный объектив - важнейший инструмент творческого труда фотографа, необходимая, но отнюдь не обязательная часть фотографической экипировки. Его важнейшими характеристиками являются фокусное расстояние и светосила.
 Фокусным расстоянием в фотографической оптике называется расстояние между оптическим центром объектива и плоскостью фотоматериала при наводке на резкость на бесконечно удалённый объект. В фотографической же практике фокусное расстояние показывает, во сколько раз тот или иной объектив ""приближает"" или ""удаляет"" объект съёмки: поскольку ""увеличение"" 50-мм объектива (формат 24х36) приблизительно равно 1, 100-мм объектив как бы ""приближает"" объект съёмки в 2 раза, а 24-мм - во столько же раз ""удаляет"".
 Объективы подразделяются на широкоугольные с углом поля зрения не менее 50°, нормальные, или ""штатные"" (от 50 до 40°), и телеобъективы (менее 40°).
 Эквивалентные фокусные расстояния для других форматов равны:
 для усовершенствованной фотосистемы APS - 0,75N, для 6х4,5 и 6х6 - 1,5N, для 6х7 и 6х9 - 2N, где N - фокусное расстояние объектива для 35-мм камеры с форматом кадра 24х36 мм.
 В классический ""джентльменский набор"" входят объективы с фокусным расстоянием 28, 50 и 135 мм (24х36 мм), позволяющие выполнить практически любую творческую либо прикладную задачу.
 При этом объектив 28 мм наиболее эффективен при съёмке ландшафтов и архитектуры (разукрупняет объект съёмки, подчёркивая передний план), 135 мм хорош для портретной съёмки (наиболее естественно воспроизводит пропорции человеческого тела), а 50-мм ""штатник"" с небольшими ограничениями годится и для тех, и для других целей.
 Линейка оптики может быть расширена за счёт сверхширокоугольного объектива (15-24 мм, от 80 до 110°) и ""портретного"" объектива с фокусным расстоянием 85 или 100 мм (от 24 до 28°).
 Столь популярные сегодня зум-объективы (объективы с плавно изменяемым фокусным расстоянием) подразделяются на верхние или длиннофокусные (70-200 мм, 60-300 мм и т.д.), средние (28-80 мм, 35-70 мм), нижние или широкоугольные (17-28 мм, 20-35 мм, 24-50 мм) и универсальные (28-200, 28-300, 35-350 мм). Несмотря на такое разнообразие, полноценной заменой объективам с постоянным фокусным расстоянием (""с постоянным фокусом"") они до сих пор служить не могут. Виной тому более низкая светосила (максимум 2,8) и практически всегда более низкое качество изображения (даже у самых дорогих), особенно при полностью открытой диафрагме.
 К специальным объективам относятся сверхширокоугольные ""рыбьи глаза"" (fish eye) от 6 до 16 мм (до 180° и более), сверхсветосильные (с относительным отверстием более 1,4, а для зумов - более 3,5), супертеле- (500 мм и более) и макрообъективы с возможностью съёмки в масштабе вплоть до 1:1, а также т.н. шифт- и тилт-шифт-объективы с возможностью коррекции перспективных искажений.
 Весьма примечателен тот факт, что объективы, входящие в вышеуказанную классическую тройку, наиболее доступны по цене, которая увеличивается вместе с ростом светосилы, достигая максимума у объективов, относящихся к специальной группе.
 Профессиональная поговорка гласит, что у фотографов принято собственные неудачи объяснять отсутствием какого-либо объектива, а удачи коллег - достоинствами оптики, которой те располагают. Помните, что так поступать не годится.

Сюжетные программы
 Подпрограммы автоматической экспозиционной программы, подбирающие экспопару по заданному алгоритму, зависящему от сюжета: напр., при портретной съёмке устанавливается максимально открытая диафрагма (для минимизации глубины резкости), при спортивной съёмке - минимальная выдержка (для уменьшения риска смазывания изображения движущегося объекта).
 Наиболее распространены следующие СП: портретной съёмки, пейзажной съёмки, спортивной съёмки, макросъёмки. Максимальное количество СП имеется на камерах Nikon F90X, F70. Как правило, профессиональные камеры сюжетными программами не снабжаются, поскольку при наличии определённого опыта режимы экспонирования позволяют добиться любого результата."


Оффлайн MarinaW

  • Пользователи
  • Почетный написатель
  • *****
  • Сообщений: 9236
  • Сказали спасибо: 126
Азбука фотолюбителя
« Ответ #13 : 25 Февраль, 2008, 14:05:49 pm »
"Точечный замер экспозиции [spot metering]

Режим измерения экспозиции камерами со встроенным экспонометрическим устройством (замер через объектив, у некоторых компакт-камер - через видоискатель) и специальными приборами - спотметрами. Замер производится матрицей небольшой площади (как правило, не более 5% площади кадра), обычно расположенной в центре кадра. На автофокусных камерах с несколькими фокусировочными зонами и многосегментными матрицами может увязываться с активной фокусировочной зоной.

Применяется при необходимости определить экспозицию по сюжетно важной части объекта, либо для определения диапазона освещённости разных участков объекта с последующим усреднением результатов. Вариантом точечного замера является частичный замер (т.н. ""широкая точка"" - около 9% площади кадра) [partial metering]. Наличие возможности точечного замера экспозиции является показателем более высокого класса камеры."


Оффлайн MarinaW

  • Пользователи
  • Почетный написатель
  • *****
  • Сообщений: 9236
  • Сказали спасибо: 126
Азбука фотолюбителя
« Ответ #14 : 25 Февраль, 2008, 14:07:57 pm »
Усовершенствованная фотосистема, APS [Advanced Photographic System]
 Фотографический стандарт (обозначение IX240), разработанный консорциумом из пяти фирм - Canon, Fuji, Kodak, Minolta и Nikon, впервые представлен на мировом рынке в апреле 1996 г. Все прочие производители фототоваров обязаны приобретать соответствующую лицензию.
 Основными характеристиками стандарта являются: ширина пленки 24 мм, длина пленки 15, 25 или 40 кадров, полный формат кадра 16,7х32 мм, печать фотографий одного из трех форматов: классического С (Classic), широкоэкранного Н (HDTV - телевидение высокого разрешения) или панорамного Р (Panorama) с части негатива площадью 15,6х23,3, 15,6х27,2 и 10,9х27,2 мм соответственно.
 Основное преимущество стандарта IX240 по сравнению с обычным 35 мм - возможность записи на имеющуюся на пленке магнитную дорожку определенной информации (об экспозиции и условиях съемки), которая считывается принтером и позволяет улучшить качество печати.

Удлинительный мех (приставка для макросъёмки) [extension bellows]
 Приспособление для системных зеркальных фотокамер для макрофотосъёмки с увеличением большим, чем 1:1 (натуральная величина). Позволяет отодвинуть объектив от плоскости плёнки на многократно большее расстояние, чем это допускается его конструкцией с нормальным объективом возможно как правило 4-5-кратное увеличение, при максимальном использовании возможностей оптики - 20-кратное и больше: например, обращённый объектив 20 мм на мехе РВ-6 позволяет снимать камерой Nikon с увеличением в 23 раза.


Оффлайн MarinaW

  • Пользователи
  • Почетный написатель
  • *****
  • Сообщений: 9236
  • Сказали спасибо: 126
Азбука фотолюбителя
« Ответ #15 : 25 Февраль, 2008, 14:10:53 pm »
"Фотофинишинг [Photofinishing]
 Индустрия создания окончательных фотографических изображений от получения фотоматериала до вручения готового результата клиенту, включает в себя обработку промежуточных (негативных) и окончательных фотоматериалов (слайдов), печать фотографий и соответствующую упаковку готовой продукции, включает в себя технологии и оборудование, шире по смыслу, чем сложившиеся понятия фотопечати или лабораторных услуг.

Фоторепортаж
 Оперативный, событийный жанр фотожурналистики. Серия фотографий о событии, снятая фотожурналистом как его очевидцем или участником для немедленной публикации в средствах массовой информации, чаще всего в газетах или в еженедельных журналах. Основная цель фоторепортёра - создать у читателя объективный образ события, по возможности показав такие его моменты, которые либо малозаметны, либо вообще недоступны массовому зрителю.
 С давних пор испытывая сильнейшую конкуренцию со стороны телевидения, в настоящее время фоторепортаж как жанр переживает особенно трудные времена, вытесняемый со страниц периодических изданий фотоиллюстрациями, фотоочерками, фотоэссе и одиночными фотографиями информационного характера.

Формат фотографический (формат кадра)
 Один из важнейших и влиятельнейших факторов творческого процесса, определяющий не только и не столько максимальный размер последующего увеличения фотоснимка, но и особенности видения и восприятия фотографом (и зрителем) самого объекта съёмки.
 Чем меньше формат кадра, тем сильнее влияние на фотоизображение материала, из которого изготовлена светочувствительная эмульсия (зернистость, гранулярность, механические свойства и т.д.). Таким образом, переход фотографа на более крупный формат означает одновременно и несколько большую творческую свободу последнего. Ограничением здесь служит лишь транспортабельность съёмочной аппаратуры, её стоимость и проблемы с обработкой фотоматериалов большого формата.
 Нетрудно догадаться, что кадр на плёнке типа 110 форматом 13х17 мм даёт более плоское и менее богатое деталями изображение, чем кадр новомодного формата APS (17х30 мм), а тот, в свою очередь, уступает (что бы там не твердила реклама) по качеству кадру тип 135 форматом 24х36 мм.
 Фотографы как люди творческого труда подвержены частой смене эмоционального состояния, выражающейся весьма часто в стремлении приобрести фотокамеру большего формата. На роликовой плёнке тип 120 умещается всего 12 квадратных кадров формата 56х56 мм (или 20 на экзотической пока для России плёнке тип 220), но это отнюдь не означает, что их расходуют в 3 раза больше, чем обычных 36-кадровых плёнок тип 135: обладатель широкоплёночного фотоаппарата фотографирует не так быстро и более вдумчиво подходит к построению кадра, чем владелец узкоплёночного ""фотопулемёта"". Что же касается камер крупного (6х7 см и более) формата, то для них характерна максимальная степень приближения к объекту (при портретной съёмке) и ""одушевления"" неодушевлёных предметов.
 В настоящее время наибольшей популярностью пользуются три формата (в порядке убывания): 135 (обычная 35-мм плёнка), APS (плёнка IX240) и 120 (средний, объединяет три наиболее распространённых подформата 6х4,5, 6х6 и 6х7). Первый имеет универсальное применение, второй оирентирован в первую очередь на фотолюбителей, третий используется профессионалами в областях, как правило, не требующих высокой опреативности съёмки.

Фокусировочная зона [Focusing Area]
 Обозначенный в поле видоискателя участок (участки), соответствующий расположению сенсоров автофокусировочной системы. Фокусировка осуществляется по объекту, на который при половинном нажатии на спусковую кнопку наведена ФЗ. Если камера имеет несколько ФЗ, для фокусировки чаще всего выбирается та из них, которая наведена на наиболее близкорасположенный объект."


Оффлайн MarinaW

  • Пользователи
  • Почетный написатель
  • *****
  • Сообщений: 9236
  • Сказали спасибо: 126
Азбука фотолюбителя
« Ответ #16 : 25 Февраль, 2008, 14:13:46 pm »
Хранение фотоматериалов

Хранение должно производиться в условиях, обеспечивающих сохранение их потребительских свойств и замедляющих их старение. Для основной массы фотоматериалов оптимальными считается влажность 50-60% при температуре не выше 10-15°С. Не допускаются близость нагревательных приборов, воздействие прямого солнечного света, рентгеновских и иных проникающих излучений, паров активных газов (аммиака и т.п.).

Особенно чуткими к нарушению условий хранения являются профессиональные фотоматериалы, однако любительские плёнки также выигрывают от соблюдения этих условий.

В быту неэкспонированные фотоматериалы рекомендуется хранить в холодильнике в полиэтиленовом пакете (не замораживая!), перед использованием во избежание конденсации влаги необходимо выдержать материал около 1 часа при комнатной температуре. Неэкспонированные материалы следует обрабатывать как можно быстее, хранить их категорически не рекомендуется из-за быстрого ухудшения латентного изображения, однако при крайней необходимости нужно также воспользоваться холодильником.


Оффлайн MarinaW

  • Пользователи
  • Почетный написатель
  • *****
  • Сообщений: 9236
  • Сказали спасибо: 126
Азбука фотолюбителя
« Ответ #17 : 25 Февраль, 2008, 14:15:31 pm »
Цифровая фотокамера, ЦФК [Digital Still Camera]
 Электронно-оптическое устройство, преобразующее сформированное оптической системой (объективом) изображение в последовательность электрических импульсов с помощью устройства-датчика с зарядовой связью (CCD, charge coupled device). Тем самым исключаются издержки на химическую обработку отснятого материала и его последующее сканирование для полиграфических и аналогичных целей. Образуемое ЦФК изображение состоит из дискретных элементов-пикселов, следовательно, чем больше пикселов обеспечивает та или иная ЦФК, тем выше ее разрешение и тем большего формата может быть окончательное изображение.
 Для оперативной съемки выпускаются профессиональные, полупрофессиональные и любительские (компактные) ЦФК с CCD-матрицами, однако наивысшее разрешение обеспечивается профессиональными камерами с CCD-линейками, которые в силу длительного времени сканирования фотографируемого пространства могут применяться только для съемки неподвижных объектов при неизменном освещении.
 Как правило, профессиональные ЦФК создаются на базе обычных камер, иногда с сохранением съемочного устройства неизменным (напр., Kodak EOS-DCS 5 на базе модели Canon EOS 1N).

Центровзвешенный замер экспозиции [center-weighted metering]
 Режим измерения экспозиции камерами со встроенным экспонометрическим устройством. Удельный вес центральной части матрицы в определении экспозиции составляет обычно 70-80 процентов, остального поля - соответственно 20-30.
 Является наиболее распространённым типом замера, обеспечивающим хорошую экспозицию при съёмке сюжетов, когда основной объект съёмки располагается в центре кадра.


Оффлайн MarinaW

  • Пользователи
  • Почетный написатель
  • *****
  • Сообщений: 9236
  • Сказали спасибо: 126
Азбука фотолюбителя
« Ответ #18 : 25 Февраль, 2008, 14:17:38 pm »
"Широкоугольный (короткофокусный) объектив
 Объектив, фокусное расстояние которого меньше диагонали кадра. Для малоформатных камер широкоугольными считаются объективы с фокусным расстоянием менее 40 мм. В массовом производстве находятся широкоугольные объективы с фокусным расстоянием от 15 до 35 мм с по возможности исправленной дисторсией (т.н. прямоугольные объективы).
 Для широкоугольных объективов свойственно виньетирование (затемнение) по краям кадра, по меньшей мере на открытом отверстии. Особым видом широкоугольных объективов являются объективы типа ""рыбий глаз"" (фишай) с полем зрения 180 градусов, отличающиеся специфической перспективой (предельной, практически круговой бочкообразной дисторсией) при фокусном расстоянии 8-16 мм.
 Применение широкоугольных объективов может служить художественным приёмом: объекты, расположенные ближе к камере, выглядят непропорционально увеличенными относительно удалённых объектов, что может, например, дать комический эффект при съёмке портретов.

«Шевелёнка»
 Нерезкость фотографического изображения, вызванная сотрясением камеры в момент съёмки. Причиной появления «шевелёнки» может быть:
 1. Выдержка, слишком длительная для фокусного расстояния применяемого объектива. Разумеется, фотографировать можно и нужно любыми объективами и на любых выдержках, но следует учитывать при этом, что телеобъективы гораздо более чувствительны к сотрясениям при съёмке. Простое мнемоническое правило гласит, что резкая съёмка с рук возможна, если знаменатель выдержки не превышает или примерно равен фокусному расстоянию применяемого объектива. Таким образом, 35 мм объективом можно уверенно снимать на 1/30 с, «полтинником» - на 1/60 с, а телевиком 135 мм - на выдержках от 1/125 с и короче и т.д. Подразумевается, что для качественной съёмки на выдержках длиннее указанных будет применятся штатив, иначе «шевелёнка» неизбежна.
 2. Неправильная, нестабильная фиксация фотоаппарата в руках фотографа. При съёмке зеркальной камерой нерезкие из-за «шевелёнки» снимки можно получить и при ультракоротких выдержках, если производить фокусировку так, как показано на фото 1. Напротив, используя руки как бы в качестве «штатива» (фото 2) можно получить резкие снимки и на 1/15 с, и даже на 1/4 с... Впрочем, недавнее появление на рынке объективов с электронным стабилизатором изображения несколько уменьшило остроту проблемы.
 3. Излишняя легковесность конструкции фотокамеры. Повальное увлечение фирм-производителей фотоаппаратуры различного рода пластмассами привело к тому, что вес самих фотокамер по величине вплотную приблизился к усилию, затрачиваемому на нажатие на спусковую кнопку. Особенно это касается простых компакт-камер: кратчайшая выдержка, которую они отрабатывают, обычно не короче 1/350 с, поэтому ни в коем случае не стоит фотографировать, держа лёгкую, как пушинка, ""мыльницу', одной рукой (весьма популярный, к сожалению, съёмочный приём)."


Оффлайн MarinaW

  • Пользователи
  • Почетный написатель
  • *****
  • Сообщений: 9236
  • Сказали спасибо: 126
Азбука фотолюбителя
« Ответ #19 : 25 Февраль, 2008, 14:22:16 pm »
Эффект Шварцшильда (явление невзаимозаместимости)
 Отклонение от закона взаимозаместимости, гласящего, что выдержка и освещённость взаимозаместимы (иными словами - любые сочетания выдержки и диафрагмы, дающие одну и ту же экспозицию, оказывают на фотоматериал одинаковое воздействие), при очень коротких и очень длинных выдержках,когда физико-химические особенности формирования скрытого избражения в фотоматериале влекут экспозиционную ошибку.
 Эффект Шварцшильда при коротких выдержках на практике крайне редок (большинство камер не отрабатывают сверхкороткие выдержки). При съёмке с большими выдержками (более 5 - 10 секунд) справиться с эффектом помогает необходимая в данном случае (в связи с практической невозможностью точного определния экспозиции) экспозиционная вилка.

Эффект красных глаз [Red-Eye]
 Появление на фотографиях ярко-красных точек в глазах людей при съемке со вспышкой. У животных глаза могут становиться ярко-желтыми, оранжевыми, изумрудно-зелеными.
 Вызывается отражением вспышки от глазного дна, особенно усиливается в условиях недостаточной освещенности, когда зрачки (естественная диафрагма глаза) предельно расширены.
 Для уменьшения эффекта на камерах и вспышках применяется вспыхивание специальной лампочки или ряд предварительных вспышек небольшой мощности непосредственно перед экспонированием, заставляющих зрачки сузиться. Дополнительно снизить эффект можно, включив в помещении дополнительные источники освещения, уменьшив мощность вспышки (для этого часто достаточно открыть диафрагму). Для максимального уменьшения эффекта нужно разнести оптические оси вспышки и объектива (установив вспышку сверху или сбоку), либо направить рефлектор вверх или в сторону.

Экспопамять (запоминание экспозиции) [Exposure Lock, AE-Lock]
 Функция фиксации измеренной по определённому участку объекта съёмки и автоматически установленной экспозиции. Как правило, применяется в случае центровзвешенного или точечного измерения экспозиции при необходимости выполнить замер по участку объекта, расположенному не в центре кадра, с последующим изменением композиции снимка.
 На большинстве камер экспопамять включается полунажатием спусковой кнопки (если камера автофокусная, то при этом, как правило, запоминается и фокусировка), на профессиональных и полупрофессиональных моделях обычно предусмотрена отдельная кнопка запоминания экспозиции.

Экспозиционное число EV [Exposure Value]
 Условное число, соответствующее определённой экспозиции, напр., 1EV = 1 с f/1,4 = 2 c f/2, 2EV = 1/500 c f/1,4 = 1/250 c f/2 и т.д.
 Используется для указания диапазонов чувствительности экспонометрических устройств и систем автофокусировки. Ранее некоторые камеры (в т.ч. и в СССР) помимо шкал выдержек и диафрагм имели и шкалу EV.


Оффлайн MarinaW

  • Пользователи
  • Почетный написатель
  • *****
  • Сообщений: 9236
  • Сказали спасибо: 126
Азбука фотолюбителя
« Ответ #20 : 25 Февраль, 2008, 14:54:15 pm »
"Азбука составлена по материалам журнала ""Фотомагазин"", сайта фотографа А.Ильина.
 Статьи темы будут дополнятся!"

Оффлайн MarinaW

  • Пользователи
  • Почетный написатель
  • *****
  • Сообщений: 9236
  • Сказали спасибо: 126
Азбука фотолюбителя
« Ответ #21 : 25 Февраль, 2008, 15:05:22 pm »
"
 Фотословарь

ФОТОКАМЕРА - камера в СИЗО, в которой сидят только фотографы. Самая переполенная камера, так как фотографы у нас сейчас на каждому углу.
 ОБЪЕКТИВ - орган фотографа, которыми они любят мерятся. Чем толще и длинее объектив, тем профессиональнее фотограф.
 ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ - мир в котором живёт фотограф, думающий только о своём объективе и хороших кадрах.
 КАДРЫ - женщины, которых кадрит фотограф. С ними фотограф не спит, а только фотографирует своим большим объективом.
 ЦИФРА - рабочий инструмент современного фотографа, в который он вкручивает свой объектив, чтобы снимать им кадры.
 ПЛЁНКА - налёт, которым покрывается старый фотограф, на плёнку клеются кадры. У современных фотографов плёнка уже не в моде. Они переходят на цифру.
 ПРОЯВКА ПЛЁНКИ - фотограф собирает своих коллег, тоже фотографов и являет им свою плёнку с кадрами, а те с видом знатоков качают головами и делают замечания.
 ДИАФРАГМА - орган, которым фотограф икает.
 ВЫДЕРЖКА - способность фотографа остаться спокойным к критикующим его людям. При недостатке выдержки возможна вспышка.
 ГОРИЗОНТ - ситуация, когда осветительная лампочка подожгла зонт.
 ГОРИЗОНТ ЗАВАЛЕН - единственно верный комментарий к любой фотографии. Пишется пьяными коллегами фотографов, которые не могут смотреть на мир прямо после фотосессий с хорошими кадрами.
 ПЕРЕДЕРЖАТЬ - держать объектив в кадре так долго, что могут появиться дети.
 ПРОЯВИТЕЛЬ - фотграф, который вечно проявывает хорошие кадры.
 ФИКСАЖ - суперклей, которым фотграф клеит кадры к фонам, чтобы те не убежали.
 ФОТОГРАФИРОВАТЬ ХЕРНЮ - снимать исключительно обнажённые мужские гениталии.
 ГЛАМУРНЫЙ ФОТОГРАФ - человек, который слишком хорошо одет, чтобы снимать какашки.
 БАЛАНС БЕЛОГО - соотношение количества кокаина в левой и в правой ноздрях гламурного фотографа.
 ФОКУСИРОВКА - возбуждение фотографа при виде неодетой женщины.
 ПРИОРИТЕТ ВЫДЕРЖКИ - склонность фотографа не спать с кадрами, а заниматься онанизмом
 РЕЗКОСТЬ - грубость фотографа по отношении к окружающим.
 ВСПЫШКА - неожиданная агрессивная эмоция, во время которой фотограф обычно кидается штативами в людей.
 ШТАТИВ - палка, на которую пьяный фотограф ставит свой рабочий инструмент, когда руки уже не держат.
 ШЕВЕЛЁНКА - движение волос на спине фотографа при виде хорошего кадра.
 ФОКУС - трюк фотографа, когда он снимает кадры без объектива и вспышки.
 ФОТОМОДЕЛЬ - игрушечный фотоаппарат из дерева, на котором тренируются маленькие фотографы.
 ЗЕРКАЛКА - болезнь толстых фотографов.
 ФОТОМЫЛЬНИЦА - ёмкость, откуда фотографы пьют водку.
 ФОТОХУДОЖНИК - фотограф, который не умеет снимать и поэтому рисует фотографии в фотошопе.
 ФОТОЛЮБИТЕЛЬ - извращенец, который занимается сексом с фотоаппаратами.
 НАВОДИТЬСЯ - напиваться водкой (фотографич.)
 РАКУРС - взгляд фотографа, вставшего раком, на мир.
 НИКОН - фото-патриарх, который превнёс раскол в фотографическую церковь, разделив фотографов на две части: никонистов и канонистов.
 КАНОН - истинный закон, которому следуют фотографы не последовавшие за патриархом Никоном.
 ЛЕЙКА - то, чем поливают цветы на грядке фотографы-нонконформисты, которым пофик на Никона и каноны.
 ФОТОСЕССИЯ - зачётная неделя фотографов, когда им даются кадры.
 РЫБИЙ ГЛАЗ - глаз очень пьяного фотографа.
 ЭФФЕКТ КРАСНЫХ ГЛАЗ - утренний бодун фотографа после фотосессий, сопровождается опухшим лицом и страшным сушняком.
 ПРИОРИТЕТ ДИАФРАГМЫ - склонность фотографа не спать с кадрами, а напиться и неистово икать."


Оффлайн MarinaW

  • Пользователи
  • Почетный написатель
  • *****
  • Сообщений: 9236
  • Сказали спасибо: 126
Re: Азбука фотолюбителя
« Ответ #22 : 03 Май, 2008, 00:01:47 am »
Тема отредактирована 2 мая

Оффлайн YULY

  • Юлия.
  • Администратор
  • Почетный написатель
  • *****
  • Сообщений: 12076
  • Сказали спасибо: 100
    • Веселое Подворье
Re: Азбука фотолюбителя
« Ответ #23 : 26 Май, 2008, 02:16:23 am »
Дааа... Хотела перенести тексты на сайт- хорошо, что прочитала до конца! ;D ;D ;D

Оффлайн MarinaW

  • Пользователи
  • Почетный написатель
  • *****
  • Сообщений: 9236
  • Сказали спасибо: 126
Re: Азбука фотолюбителя
« Ответ #24 : 26 Май, 2008, 02:18:35 am »
Юль, а что ,нецензурный словарь?  8) :P

 

TinyPortal © 2005-2019